Найти тему
О модном теле

Неудачные позы на великих картинах. Когда художники научились писать женские ноги

Часто даже на известных картинах обнаженные нимфы и библейские героини сидят и стоят в каких-то неестественных позах. Создается странное впечатление: руки, голова, плечи и грудь "нормальные", а вот с ногами беда. Почему?

Я уже рассказывала, что долгое время женщины-натурщицы были на вес золота. Но время шло, заказов было много, тем более заказов на сюжеты с обнаженной натурой, а вот позы всё еще были некрасивыми. При том, что мы понимаем, тела натурщиц, да и у большинства реальных женщин, были мягкими, их мышечный корсет не был приучен работать. Представления о женской красоте в XVII веке предполагали нежную кожу, изящные руки, высокую небольшую грудь и прямую спину. А талия? А ноги? А бедра, должны спросить вы. Корсет выполнял свою работу, рисую талию и создавая иллюзию пропорциональных ног.

П.П. Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635. Дрезденская галерея
П.П. Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635. Дрезденская галерея

Я сегодня остановлюсь на трех работах, чтобы показать, как менялось представление о красоте позы и умение натурщиц. Три разных картины с изображением Вирсавии, получающей письмо от царя Давида. Первая написана Рубенсом в 1635 году. Он смог изящно обыграть позу сидящей женщины, задрапировав всё, что возможно тканью, оставив обнаженными грудь, руки и ноги. Посмотрите, как сложно держать натурщице такую непривычную позу, она не знает, как жить в таком положении. Даже натурщица, работавшая с мастерской маститого художника, затрудняется с тем, чтобы изящно сесть и найти ногам место. Конечно, Рубенс красиво обыгрывает эту позу, на то он и великий мастер. Ню XVII века выдают невольную неуклюжесть нижних конечностей, которые никто и никогда не видит, а потому принимать изящные позы они не умеют. Юбки окутывали ноги плотной завесой, под которой могли располагаться так, как им удобно.

Рембрандта "Купание Вирсавии". 1654. Лувр, Париж
Рембрандта "Купание Вирсавии". 1654. Лувр, Париж

На картине Рембрандта "Купание Вирсавии" такая неумелость видна особенно хорошо. Вместо модели, услуги которой обошли бы ему слишком дорого, ему позирует Хендрикье, служанка, сожительница и женщины второй половины его жизни. Поза, которая бы в платье была приятной и изящной, в обнаженном виде выглядит довольно неуклюжей и тяжелой. Женщина просто села, просто расставила ноги, это привычная положение тела. Ведь тяжелая ткань юбок требовала, чтобы сидя, женщины раздвигала ноги, не давая ткани лежать на полу и создавая хоть какую-то вентиляцию между ногами.

К. Брюллов. Вирсавия. 1832.  Государственная Третьяковская галлерея.
К. Брюллов. Вирсавия. 1832. Государственная Третьяковская галлерея.

Другое дело Вирсавия Брюллова, написанная спустя два века. Но нам важно вот что, картина написана с живой профессиональной модели, привыкшей к обнаженному позированию, умеющей принять естественную позу, изящной и кокетливой. О таких моделях, Рембрандт и Рубенс не могли и мечтать. Перед нами совсем другой тип, тренированного и обученного тела, способного не просто сидеться, а создавать изящный и соблазнительный образ.

Искусство позы - не менее высокое искусство, чем живопись. Мы привыкли к красивой обнаженной натуре, нам кажется, так было всегда. Однако, нет, этому тоже пришлось учиться долго.

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!