Найти тему

Боцман Георгий Климович гордится своими морскими узлами

У выпускника Рижского мореходного училища Георгия Климовича весьма необычное хобби: он придумывает новые морские узлы. «Для меня это как победа на Олимпийских Играх!» - отметил боцман, который даже обратился в патентное бюро. Стоит сказать, что за тысячи лет своей истории человечество создало немало всевозможных узлов. Придумать что-то принципиально новое крайне сложно. Но, оказывается, возможно.

Попал на Первый канал. Скриншот автора
Попал на Первый канал. Скриншот автора

Гордиев узел

Кстати, некоторые узлы такие сложные, что их невозможно развязать. Недаром даже существует такое понятие, как гордиев узел, который можно только разрубить мечом.

В древности существовали узлы для лука. Потом с развитием судоходства появились морские узлы. По словом Георгия Климовича, даже обувь люди завязывают, используя один из старинных морских узлов, который называется рифовым.

Впрочем, согласитесь, сегодня вряд ли кто-то об этом задумывается. Как родители нас научили, так мы машинально и поступаем. Хотя для профессионалов небрежно завязанный узел может принести большие неприятности.

Беглянка «Вецрига»

Приведем конкретный пример из рижской жизни. Несколько лет назад в конце июля в ночь на воскресенье прогулочный пароход "Вецрига" врезался в одну из опор Каменного моста латвийской столицы.

К счастью, возведенная во времена Латвийской ССР мощная постройка из гранита устояла. Поврежденное судно тоже осталось на плаву. Слава богу, пароход оказался совершенно пустым, поскольку в это время пассажиры давно уже спали дома.

Выяснилось, что вечером этот речной трамвайчик, как всегда, привязали к пристани. Однако беспечный матрос неправильно затянул швартовочные концы, а нерадивый капитан не проследил, чтобы все было в порядке.

Поднявшийся ветер рванут кораблик, который, развязавшись, быстро отошел от набережной, после чего его начало относить течением в открытое море.

Обратно к пристани решившую погулять "Вецригу" вернули с помощью другого круизного речного парохода, который взял ее на буксир и доставил на место приписки.

Удивительно, что потом члены экипажа придумали свою версию случившегося. По их словам, причиной происшествия стала некая пьяная компания, которая якобы решила пошутить, отвязав стоявшее у берега пассажирское суденышко.

Как бы там ни было, скандальное дело спустили на тормозах, а виновные отделались легким испугом. «Самое главное, что Каменный мост остался на месте», - пошутили тогда в Рижской думе.

В любом случае, летнее ЧП – хороший пример того, какие большие последствия может вызвать такая вроде бы мелочь, как столь привычный узел.

Основные морские узлы. Фото: manoutdoors.ru
Основные морские узлы. Фото: manoutdoors.ru

По стопам отца и брата

Конечно, интересно было выяснить, откуда у Георгия Климовича такая любовь именно к морским узлам.

- Мой отец, Юрий Николаевич, окончил Бакинское мореходное училище. Он оказался в первом послевоенном выпуске. Сам он из Москвы, сирота. После мореходки получил распределение в Калининград.

В то время город был полностью разрушен. Так что предстояло поднимать все рыболовное хозяйство. Родители познакомились как раз в бывшем Кенигсберге. Моя мать, Рэма Владимировна Уварова, работала сестричкой.

Отцу сразу приглянулась юная медработница. Кстати, в 1953 года, во время 2-й сельдяной экспедиции в Северном море, он, будучи капитаном рыболовецкого сейнера, спас с двух тонущих судов 18 моряков. А одно взял на буксир. Ему было всего 24 года.

Страшная морская трагедия прогремела на весь Советской Союз. Во время жестокого урагана погибло 11 судов. Сталин был невероятно разгневан. Он прислал короткую, но четкую телеграмму: виновных наказать, а отличившихся наградить.

А ведь тогда сроки давали немалые - по 20-25 лет. Виновным посчитали начальника правбазы экспедиции и некоторых других. Мой отец был представлен к Ордену Ленина – высшей награде Родины. Об этом в своей книге «Повести о рыбном флоте» написал Владимир Лаврик, который работал в те времена старшим механиком.

Из Калининграда отца потом перевели в Ригу, где он трудился в рыбной промышленности до самого выхода на пенсию. Он уже умер. Кроме того, на выбор моей профессии повлияло и то, что старший брат, Сергей Юрьевич, тоже был моряком.

Он окончил Лиепайское мореходное училище и был назначен начальником радиостанции. К сожалению, брат тоже умер. Ему было всего 58 лет.

В общем, я особо не раздумывал: как только в 1976 году окончил среднюю школу, то сразу поступил на судоводительское отделение Рижской мореходки, которую успешно окончил в 1979 году.

Попробуй-ка развяжи. Скриншот автора
Попробуй-ка развяжи. Скриншот автора

От киля до клотика

- Узлы тогда начали вязать?

- Когда я учился в мореходке, у меня была плавпрактика. Знать узлы было необходимо, ведь я начинал простым матросом. У нас даже шутили: любой узел, завязанный на судне, можно считать морским. Да и сегодня считаю, что любой моряк должен знать как минимум 10 узлов. А в моей памяти их десятки.

- Контракты сегодня длинные: 4-6 месяцев. Раньше экипажи были большие – по 30-40 человек. А сейчас народу на судах все меньше, поскольку на смену людям пришла автоматика. Коллективизм как таковой уходит в прошлое, многие сидят по своим каютам.

Чем заняться в свободное время, чтобы убить скуку и заглушить одиночество? Конечно, многие включают компьютеры, смотрят фильмы или играют. Кто-то читает книжки. Или даже сам их пишет. Я, кстати, сочиняю стихи. Лирику.

Но однажды увидел в сувенирном магазине красивые стенды с узлами под стеклом, решил попробовать изготовить такой же. Получилось. Это хобби называется наузистика. Существует даже Международная гильдия завязывателей узлов (IGKT), объединяющая тысячи людей по всему миру.

- Наверное, больше всего узлов моряки завязывали во времена парусного флота. А сейчас это, наверное, уже экзотика...

- Не скажите. Мы и сегодня постоянно применяем различные узлы. В нашей работе на палубе с ними многое связано. Это и временные ограждения, и разного рода крепления. Одному нужно поднять краску на мачту, другому – что-то спустить в трюм.

Даже чтобы пришватоваться, необходимо подать выброску на берег и привязать к ней швартовный конец. Недаром метание выброски на дальность - это один из самых популярных конкурсов для моряков.

- У вас, наверное, вся квартира "в узлах".

- Нет, я сапожник без сапог. Все свои изделия раздаю. Когда ко мне приходят гости, то, как правило, просят: «Подари, ты себе еще сделаешь!» Мои узлы украшают многие суда, на которых я работал. Причем некоторые стенды довольно больших размеров.

Но, конечно, с уходом парусного флота многие морские узлы перестали применяться. Хотя это не значит, что их больше нет. В 1979 году свой персональный узел придумал англичанин Эдвард Хантер, который получил патент.

Хотя большинство авторов узлов кануло в Лету. Часто названия собирательные. Скажем, рифовый узел, который мы используем, чтобы завязать ботинки, восходит к парусному флоту.

На парусах были нашиты риф-сезни. Во время сильных ветров матросы поднимались по вантам на мачтовые площадки, потом перебирались на реи и с помощью эти кончиков риф-сезней связывали паруса, уменьшая их рабочую площадь.

Да и сейчас этот древний метод по-прежнему используется на парусниках. Морской флот по своей сути весьма консервативен. С другой стороны, трудно придумать что-то новое.

Главное – не запутаться!

- А сложно придумать свой авторский узел?

- Конечно. Скажем, я очень долго к этому шел. Прочитал массу специальной литературы. Тут важно досконально разбираться в предмете.

Некоторые узлы сложны в завязывании. Скажем, амфорный, который использовался еще в глубокой древности для перевозки сосудов. Конечно, сегодня уже никто не знает, кто его придумал.

Амфоры в ту историческую эпоху являлись универсальным сосудом. В них хранили и перевозили оливковое масло, вино, маслины, зерно, муку и т.д. Примечательно, что дно у амфор заостренное, поэтому поставить их на землю было нельзя.

Поэтому на суше их попросту зарывали острием в песок. А при перевозке морем хрупкие ручки часто отламывались. Вот тогда-то и был придуман особый амфорный узел, который позволял удобно транспортировать сосуды. Он непростой, вяжется в несколько приемов.

- Наверное, в вашем деле самое сложное окончательно не запутаться. Как в том мультике, в котором непослушный катенок решил поиграться с бабушкиным клубком.

- Как я понимаю, вопрос с подвохом, - рассмеялся Георгий. - Упорядочить узлы помогает их четкая классификация. Скажем, существует целая отдельная группа так называемых незатягивающихся петель.

Один из самых старых узлов в ней называется хондой. Ее использовали многие кочевые народы на разных континентах. Археологические раскопки показали, что таким способом в древности прикрепляли тетиву к луку.

Хонду придумали еще задолго до нашей эры. Тем не менее до сих пор в южных Штатах Америки ее активно применяют ковбои для завязывания лассо. Это к вопросу о том, насколько живучи некоторые узлы.

Эскимоский узел (согласитесь, необычное название) также помогал прикрепить тетиву к луку. Он обладает немаловажным свойством: размер тетивы можно изменять даже после того, как петля уже завязана.

- Шнурки можно завязать за считанные секунды...

- Время зависит от конфигурации. Скажем, мой узел относится к двойным незатягивающимся петлям. Я могу его завязать за 4 секунды и так же быстро распустить. Он прост и надежен.

Конечно же, он всегда на моих стендах, которые, кстати, служат прекрасным наглядным пособием для начинающих. Ведь каждый узел - даже самый сложный! - можно разобрать на основные элементы.

Скажем, ковбойская хонда состоит из двух более простых узлов. А значит, нужно запомнить, как завязывается каждый из них, после чего остается только «сложить» их вместе. Вопрос в том, чтобы действительно не запутаться, как вы говорите.

Более того, из серии узлов получаются очень любопытные конструкции. Например, можно подняться на гору по канату, на котором выстроена целая серия специальных петелек, служащих опорами-cтременами.

Ну а наверху достаточно лишь дернуть, чтобы все «завязочки» тут же распустились. После чего канат превращается в компактный моток и прячется в сумку. Как говорится, дешево и сердито, - улыбнулся Георгий.

Давайте дружить! Ставьте лайки и подписывайтесь! Читайте другие материалы на канале "Статьи Дмитрия Марта"!