Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Традиционно Узбекистан является страной с экономической системой, завязанной на хорошо развитом аграрном производстве. На сегодняшний день наиболее востребованными в мире товарами из Узбекистана остаются хлопок и продукты его переработки – прибыль с их продажи составляет более 30% от общей доходности экспорта, а еще 40% экспорта приходится на продажу золота.
За счет этих товаров в последние 10 лет ВВП Узбекистана вырос более чем в 3 раза и достиг $50 млрд долларов. Однако перед правительством страны стоит новый вызов – до конца 2025 года планируется двукратное увеличение валового внутреннего продукта. Реализацию этого плана невозможно представить без развития топливно-энергетического комплекса и производства энергоресурсов.
Прямая зависимость
Для повышения конкурентоспособности любого предприятия, будь то добыча полезных ископаемых, инновационный медицинский кластер или пасека, в современном мире ключевым драйвером является уровень его оснащенности необходимыми для стабильного функционирования энергоресурсами. Модернизация производства, использование новых технологий, вдобавок к типичной потребности в питании уже имеющегося оборудования – всё это требует бесперебойной поставки электричества.
Стремительный рост экономики Узбекистана с начала 10-х годов XXI века также полностью обусловлен стартом реализации крупнейших со времен СССР проектов по развитию топливно-энергетического комплекса. В 2009 году в Кашкадарьинской области были проведены работы по развитию производственной базы «Шуртанского ГПЗ», что позволило увеличить мощность завода по переработке сырья до 4,5 млрд. куб. м. в год.
Кроме товарного газа на нем также начали производить сжиженный углеводородный газ, газовый конденсат, полиэтиленовые гранулы и гранулированную серу. За несколько лет это помогло в 3 раза умножить производство различных химических товаров, сократить зависимость экономики Узбекистана от импорта полуфабрикатов и готовых изделий.
К середине 2015 года также закончилось строительство «Устюртского ГХК», в состав комбината вошли пять заводов: по разделению газа, производству этилена, полиэтилена, полипропилена и обеспечению энергоресурсами. Проектная мощность «Устюртского ГХК» (СП ООО «Uz-Kor Gas Chemical») по сырью составляет примерно 4,5 млрд. куб. м, выпуск - около 3,5 млрд. куб. м газа, 500 тыс. т химической продукции, из них 390 тыс. т полиэтилена, 80 тыс. т полипропилена.
Кроме того, в 2018 году на территории Узбекистана появился самый современный во всей Средней Азии газоперерабатывающий комплекс: СП ПАО «Лукойл» и АО «Узбекнефтегаз» обладает мощностью в 4,8 млрд. куб. м. в год и выпускает товарный газ, серу и газовый конденсат.
С 2009 года общий объем экспорта энергоресурсов в Узбекистане увеличился более чем на 10%, а его потребление внутри страны –на 8-8,5% ежегодно. В то же время начался и ускоренный рост ВВП, обусловленный ростом производства. Новыми контрагентами стали практически все страны СНГ, а также государства из восточной Европы и Азии.
По данным за 2017 год, наибольшую часть энергетических ресурсов в Узбекистане потребляли промышленные предприятия – их доля составила 39,3% от общего числа пользователей, на втором месте – сельское хозяйство (19,9%), на третьем – население (16%). С 2009 года энергосистемы Узбекистана стала эксплуатироваться более автономно от других стран Центральной Азии, однако сохранился сезонный импорт электроэнергии из Казахстана, Туркмении и Таджикистана.
Имеющееся оборудование Узбекистана не позволяет полностью обеспечить текущий спрос- об этом говорит сезонный импорт электроэнергии из Казахстана, Туркмении, Таджикистана. Но и этого в скором времени будет недостаточно для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на энергоносители. Сейчас в стране установленная мощность равняется 14,5ГВт, а спрос в последний год рос на 3-3,5%.
Новый вызов
Несмотря на колоссальные успехи в области развития топливно-энергетического комплекса, ставшего драйвером развития промышленности и сельского хозяйства, правительство Узбекистана уже поставило новые задачи перед энергетиками. Бывший президент страны, Ислам Каримов, еще в 2015 году подписал указ, согласно которому выпуск химической и нефтехимической продукции должен быть увеличен минимум в 3,2 раза. Аналогичные цифры уже задекларированы многочисленными государственными программами, которые в более кратчайшие сроки также обещают рост производительности перерабатывающих и добывающих предприятий минимум в 3 раза.
В настоящий момент в республике уже функционируют 46 гидроэлектростанций, 6 тепловых электростанций, 1 теплоэлектроцентраль. В рамках исполнения указа президента к концу 2019 года уже было сдано более 500 км модернизированных электрических сетей. Также 7 ГЭС находятся на стадии строительства, а проект атомной электростанции пока приостановлен.
Кандидат экономических наук, исполнительный директор Автономной некомерческой организации «Международный центр устойчивого энергетического развития» под эгидой ЮНЕСКО (МЦУЭР) Игорь Евгеньевич Матвеев, поясняет, что при строительстве в Узбекистане тепловых электростанций учитываются и будущие потребности – с запасом на модернизацию и расширение.
Технические требования
Топливно-энергетический комплекс Узбекистана действительно функционирует практически автономно от других стран Центральной Азии уже более 10 лет. Ранее существовала объединенная энергосистема Средней Азии (включающая в себя Узбекскую и Таджикскую энергосистемы). После распада СССР продолжала существовать ОЭС Средней Азии, но в 2000-е годы она распалась - в 2003 году вышла Туркмения, а в 2009 году её покинул Узбекистан. В 2018 году по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева ОЭС была восстановлена.
Однако интенсивный прогресс столь крупного промышленного производства практически невозможен без качественного технического оснащения. По мнению экспертов, соседние страны могут кооперироваться между собой, но в вопросах развития электроэнергетики каждая сторона должна искать своих собственных надежных поставщиков. В этом вопросе, как и в проектах постройки новейших станций, одним из партнером Узбекистана являются российские производители газотурбинного оборудования.
Россия является естественным партнером Узбекистана в строительстве и модернизации новых электростанций. В число крупнейших поставщиков входят Ленинградский Металлических завод (ЛМЗ) и завод «Электросила». В первую очередь это связано с тем, что многие станции строились еще в советские времена, и для них наиболее подходит именно российское оборудование с точки зрения безаварийной работы и повышения КПД. Между Узбекистаном и Россией заключено межправительственное соглашение в области энергетики, в том числе, в рамках Электроэнергетического Совета СНГ, что позволяет специалистам обеих стран постоянно находится в тесном контакте и обмениваться опытом.
«В советское время на станциях устанавливалось оборудование, произведенное в основном на российских и украинских заводах. В частности, Ленинградский Металлический завод являлся одним из крупнейших производителей турбин. Специалисты Республики Узбекистан хорошо знают продукцию этого завода, говорят на одном языке со специалистами, есть общность технических регламентов, поскольку в рамках Электроэнергетического совета СНГ сохранились общие подходы, в том числе – и в техническом регулировании. Это облегчает продвижение на рынке российской продукции», – поясняет старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Также, более 80% тепловой и гидрогенерации Узбекистана вырабатывают турбины и генераторы производства российских предприятий. Ленинградский Металлический завод и завод «Электросила» участвовали в оснащении Бурджарской ГЭС-4, Ангренской, Навоийской, Ташкентской и Сырдарьинской ТЭС, Чарвакской ГЭС и многих других. За более чем 90-летнюю историю сотрудничества эти заводы осуществили поставки в Узбекистан энергетического и электротехнического оборудования суммарной мощностью около 7 ГВт.
При этом на мировом рынке сегодня существует большое количество и других предложений – производители из Японии, Германии и Китая также предлагают собственное оборудование, однако, по оценкам экспертов, оно уступает российскому по нескольким критериям. В первую очередь, оборудование из России дешевле и при этом более ремонтопригодно, чем аналогичное оборудование японских производителей. Во-вторых, российское оборудование хорошо адаптировано к специфике Узбекистана – его климатическим и ресурсным особенностям.
«Однако огромную роль в конкуренции на рынке электроэнергетического оборудования играют и другие факторы. Например, возможность получения финансирования под модернизацию и строительство новых электростанций, а также технические характеристики оборудования. Здесь мы соревнуемся на равных, а иногда – и уступаем странам ЕС и Китая. Последний предпринимает огромные усилия для продвижения на рынках стран Средней Азии. Страны активно продвигают свою продукцию за счет программ господдержки, которых в России пока недостаточно», – поясняет Кондратьев.
С чисто технической точки зрения российские технологии также являются более адаптированными к узбекской энергосистеме. Существующие паросиловые энергоблоки устойчиво работают при нестабильном давлении и низком качестве газа, а для работы парогазовой установки (ПГУ) потребуется более высокое качество газа и его постоянное обеспечение с необходимым давлением. Парогазовые установки в первую очередь предназначены для производства электроэнергии в базовом режиме работы, с постоянной максимальной нагрузкой, так как колебание нагрузок приведет к ускоренной деградации оборудования, уменьшению межремонтных интервалов и увеличению затрат на эксплуатацию.
Кроме того, не менее важен вопрос сервисного обслуживания, который, как правило, не учитывается при оценке возврата инвестиций в строительство мощного энергоблоках. Основные узлы газовой турбины ПГУ отличаются быстрым износом и поставляются только зарубежными производителями, поэтому ремонтные работы на ПГУ значительно дороже, чем на модернизированных энергоблоках.
«Рынок Узбекистана не либерализован. Сейчас усилия сконцентрированы на модернизации оборудования старых, построенных еще в советское время, тепловых электростанций. В последние годы достаточно большое внимание уделяется развитию возобновляемой энергетики – солнечной генерации и ветроэнергетики, но масштабы пока невелики. У России в этом вопросе есть определенные компетенции потому, что мы начали развивать производство солнечных панелей. «Но это соревнование с китайскими производителями будет конкурентным, это будет непростая ситуация для российских производителей», — считает Сергей Кондратьев.
Эксперты уверены, что для обеспечения потребностей Узбекистана в электроэнергии необходимо разрабатывать систему, которая будет учитывать взаимосвязь с социальными факторами, факторами окружающей среды, развитием промышленности. В советское время действовал Совет по развитию производительных сил, который синхронизировал развитие территорий и инфраструктуры с учетом потребностей промышленности, бизнеса, сектора недвижимости и транспорта.
«Видится необходимость сбалансированного развития генерации – на базе газа и на базе возобновляемых источников энергии. Благо у Узбекистана такая возможность есть – широко использовать солнечную энергию и энергию ветра. Но все будет зависеть от того, как передавать и аккумулировать эту энергию. Я – за сбалансированную генерацию с учетом местных условий. Около 60 лет назад страна была пионером проекта поразработке металлоносных горючих сланцев. Есть возможность выработки биогаза как топлива. Но нужно понимать, что возобновляемая энергетика нам постоянную составляющую не дает. Это очень важный фактор. Поэтому нужны и тепловые станции – на газе, на угле. Те, которые могут быть запущены, могут быть остановлены, когда не требуются – с тем, чтобы не расходовали ресурсы. Когда пик потребления или что-то происходит в системе для того, чтобы подать электроэнергию, эти тепловые станции оперативно, в течение двух-трех часов могут выдать необходимую мощность», – считает Исполнительный директор Автономной некоммерческой организации «Международный центр устойчивого энергетического развития» Игорь Матвеев.
Если говорить об отдаленном будущем, то в стране может начаться реализация углеродного направление развития электроэнергетики: установка контактных ядерных реакторов или контактных ядерных батарей, в которых элементы меняются раз в несколько десятков лет. И здесь у России и Узбекистана есть многолетние наработки для плодотворного сотрудничества.
При этом, каким бы не путем не шло развитие электроэнергетики страны, для своевременного развития энергосистемы Узбекистана необходимы современные технологии российского производства ввиду их доступности и гарантий, которые дает производитель. Так, с точки зрения сервиса газовые турбины E-класса имеют явное преимущество перед аналогами: их сервис значительно дешевле, как из-за более низкой стоимости работ и запчастей, так и по причине наличия конкуренции в данном сегменте как в части услуг, так и в части поставок запчастей.
Для сравнения: средняя удельная стоимость сервиса для газотурбинных установок Е-класса составляет 0,5 $/МВт/ч, аналогичный показатель для ГТУ F-класса – 1,8 $/МВт/ч. Низкая стоимость сервиса в совокупности с меньшими капвложениями в строительство энергоблоков на базе ГТУ Е-класса делают такие объекты наиболее привлекательными для инвестиций.