Найти тему
kin0guru

Большой Ух (СССР, 1989)

Кадр из мультфильма "Большой Ух"
Кадр из мультфильма "Большой Ух"

В приподнятом настроении собрались мы с утра на нашей прокуренной пятничной кинокухне и уже совсем было собрались посылать гонца, как вдруг, перевернув календарь, с грустью выяснили, что сегодня Всероссийский день трезвости. Вроде бы совсем недавно, совместно с дружественными апачами мы пытались уже обойтись без излишеств нехороших, в обзоре кинофильма про Витю Глушакова, и вот опять.

Делать нечего. Прихлебывая свежезаваренный чай с козинаками, мы как-то незаметно опять переключились с серьезного кино на мультипликацию. На этот раз наши трезвые и грустные взгляды устремились на мультфильм "Большой Ух".

Albert Magnus:

На позднем этапе Перестройки, в конце 1980-х, еще не попав в ежовые рукавицы рынка, отечественное кино вовсю демонстрировало признаки кислородного отравления. Детский кинематограф переживал если и не упадок, то кризис, от которого не может очухаться до сих пор. В позднесоветской мультипликации наблюдалась похожая ситуация: многие мультрежиссёры во 2-й половине 80-х либо стали снимать абы что, либо бросились самоутверждаться. Но так или иначе лишь мизерную часть работ того периода можно теперь отнести к классике.

Режиссёр Юрий Бутырин гораздо менее известен, чем его коллеги как Хитрук или Котёночкин, хотя в число его произведений входят такие великолепия как 4 мультфильма из серии "Сказки Сергея Козлова" (про Ежика и Медвежонка: "Трям! Здравствуйте!" и др.), "По дороге с облаками" (с 2 продолжениями) и "Нехочуха". При том, что весь этот золотой фонд был создан за какие-то 7 лет (до 1986 года включительно), после чего автора потянуло на эксперименты да на высокое искусство. Но в результате и фестивальных наград он не приобрел, и классные мультики для широкой аудитории делать подразучился.

Снятый в 1989 году "Большой Ух" как раз стал последней его короткометражной работой для детей. А в 1997 году появился ставший легендарным, несмотря на всю неоднозначность, сериал "Незнайка на Луне". Впрочем, это были уже совсем другие времена и другая страна. И относительно СССР, и оглядываясь с верхотуры прошедших десятилетий.

Так что вернусь к "Уху". Как не странно, он сохраняет популярность и у большой части взрослых - скорее всего из тех, кто его впервые видел в малолетстве. Я же на момент выхода этого мультика уже был относительно здоровым лбом, так что под его ностальгическое очарование попасть уже не в силах. Поэтому прошу простить, если что не так.

Не смотря на всё уважение к автору, я считаю эту работу очень слабой. Конечно, она учит отзывчивости и вся из себя такая милая. Для детского сада в самый раз. Но всё портят диалоги. Сценарист изо всех сил старается рассмешить, при том в жанре абсурдного юмора, хотя это совершенно не его. Нет непринуждённости, всё звучит высосанным из пальца.

Ну что это за имя для летучего мышонка - Кондрат! Почему голодный филин готов променять богатый белком ужин на завтрашний чай, да еще с козинаками?! А зарифмовать "медузы" и "арбузы"?.. Хотя и магистерская четырехуголка у пришельца Уха тоже исключительно в порядке бреда.

Роман Ужасов:

- Начало-то как раз у этого мультфильма было обнадеживающим. По-крайней мере появление это самого Уха было забавным: "Хочешь, весь покажусь?". А вот на остальное у сценариста уже не хватило пороху. Напомню, что Большое Ухо, по сюжету нацелен на звёзды (даже "на небо", как он сам выражается). Весь такой духовный из себя, в противовес приземленному волчонку, который за родной лес радеет, особенно по ночам. И что же он там слышит?

Довольно беспомощную чепуху, которую поместил "на небо" автор сценария. "На планете консервных банок подрались банки с тушенкой". Меня как старого любителя фантастики всегда раздражал подобный подход. Фантазия идёт как бы по пути наименьшего сопротивления. Знай себе выдумывай планету консервных банок, планету ссаных тряпок или горящих покрышек. Так и подмывает меня снова уйти в ПГС, увязав дерущиеся банки тушенки с позднесоветским продовольственным дефицитом - тогда убедительную победу одержала тушенка "Великая стена".

А потом, пока волчонок творит в ночи добро, обещая филину козинаки, Уху зачем-то приспичит ждать Ножницы. Честно говоря, ножницы (редакторские) этому мультфильму не помешали бы. Жаль что прилетят они только через сто миллионов лет.

Кадр из мультфильма "Большой Ух"
Кадр из мультфильма "Большой Ух"

A.M.: Верно подмечено. И такое складывается ощущение, что многие советские кинематографисты настолько привыкли работать под чутким руководством худсоветов (те, если что, всегда укажут на недочёты, подрихтуют), что начисто утратили собственное чувство меры и, когда пришло время долгожданной свободы творчества, валили всё в кучу - авось кривая вывезет.

Про другие сценарные работы Михаила Шелехова сложно что-то сказать: в основном он сотрудничал с белорусской студией и в инет плоды этих трудов почти не попадали. Зато на "Союзмультфильме" был снят мультик "Богатырская каша" (1987), при том с явным подражанием Роберту Саакянцу. Но и первая известная мне попытка Шелехова сыграть на поле абсурдного юмора - с использованием благодарной вроде бы темы небылиц - ничем особенным не закончилась, как и "Большой Ух".

Общая оценка 2,5/5

(с) Albert Magnus и Роман Ужасов для kin0guru