Сегодня мы расскажем о том, как воспитать в ребенке самостоятельность и независимое мышление. И таким образом сделаем еще пару шагов к тому, чтобы сформировать в наследнике лидерские качества. А помогут нам в этом участники Детского Совета директоров Yummy United Даша и Тимур.
Что такое самостоятельность? Довольно часто это слово вызывает ассоциации со зрелостью и повышенной серьезностью. Это не совсем верный подход. Самостоятельность – комплекс полезных для жизни и развития ребенка навыков и ценностей. Формируется при помощи независимого мышления и позволяет чувствовать себя более уверенно и комфортно в любой обстановке.
Что может самостоятельный ребенок:
- иметь собственное мнение по любому вопросу;
- не бояться ошибок;
- делать выбор;
- решать проблему;
- ставить цели и достигать их;
- заводить друзей и продолжать дружбу.
Директор Yummy United Даша С. (13 лет, Краснодар), считает, что «самостоятельность нужна для того, чтобы принимать решения самому и понимать, что ты сделал». И это правильный подход.
На пути к самостоятельности и независимости
Многие психологи сходятся во мнении, что главная задача родителей – не «накормить рыбой» своего наследника, а дать ему в руки удочку и научить ею пользоваться. Иными словами – развить самостоятельность и научить ребенка мыслить независимо. Как это сделать:
- Давайте возможность ребенку делать выбор: чем завтракать, какую одежду носить, как стричься, как проводить свой досуг, когда делать уроки, какой кружок предпочесть и множество других больших и маленьких выборов. С этим согласен директор Yummy United Тимур Б., (10 лет, Нижний Новгород): «По моему мнению, самостоятельность – это, например, когда ты сам делаешь уроки. Без напоминания родителей и без их помощи».
- Сделайте привычкой обсуждать с ребенком различные темы – школьные предметы и услышанную на уроках информацию, различные мировые новости, культурные традиции и события, современный бизнес и т.д. При этом спрашивайте, что ваш сын или дочь думают по тому или иному поводу, спорьте с ними, учите защищать свою точку зрения.
- Научите наследника записывать свои мысли, впечатления, планы. Как сказал французский писатель Андре Моруа, это «формирует вкус и верность суждений».
- Выделите школьнику круг его обязанностей в семье – после завтрака отнести свою посуду в раковину, помочь маме накрыть на стол к ужину, гулять с собакой, наводить порядок в своей комнате.
Директор YU Даша согласна с этим советом:
«Для того, чтобы ребенок стал самостоятельным, нужно давать ему какие-то задания и говорить: «Делай сам!», и ни в коем случае не помогать. Тогда ребенок поймет, что он и сам может это сделать и не будет просить о помощи. Также и в принятии решений: например, нужно сказать ребенку: «Мы идем гулять, ты должен одеться». Тогда ребенок будет думать, что ему надеть, тем самым он будет учиться принимать решения».
- Приучите ребенка ставить себе цели в различных областях жизни и обучения – например, выучить к концу недели 30 новых слов на английском языке, вставать самому по будильнику и самостоятельно собираться в школу, научиться делать планку через месяц и т.д.
- Играйте с детьми в различные настольные игры, которые развивают мышление, логику и формируют привычку принимать решения. Например, такими играми могут быть «Codenames», «Монополия», «Активити», «Контакт», «Пираты Прятки», «Час пик, или Парковка» и другие, плюс различные виду конструкторов и головоломок.
Важный момент, который осознают не все родители: несамостоятельный ребенок более удобен. Он не возражает, зачастую не имеет собственного мнения, им можно с легкостью манипулировать. Лишая своих детей самостоятельных навыков, папы и мамы думают, что оберегают их от реальности и жестокого мира. Но это лишь иллюзия. На самом деле они лишают их личность индивидуальности и растят в будущем инфантильных взрослых.
Участники Детского Совета Директоров YU по-разному оценивают себя с точки зрения самостоятельности. «Иногда я бываю самостоятельным, а иногда нет, говорит директор Тимур, – Считаю, что сначала ребенку нужно напоминать о самостоятельности, а примерно через месяц ребенок сам будет все делать».
Директор Даша думает по-другому: «Я считаю себя самостоятельной, так как принимаю решения сама и понимаю, какие последствия будут после этого. Недавно я решила завести хомяка. В итоге теперь вместе с нами живет хомяк».
Путей у самостоятельности много. Выбирайте любой и следуйте по нему с вашим ребенком. Однажды он обязательно скажет вам за это «спасибо».