Найти тему
Горы. Камни. Люди

Президент США с Кыштымского завода

В начале XX века весь мир потрясла очередная волна индустриализации. Стремительно развивалась промышленность, создавались первые крупные корпорации, совершались научные открытия, тут же находившие практическое применение. Так происходило в Европе и в Америке – но не в Российской Империи, которая не могла угнаться за стремительным прогрессом. Иностранцы быстро поняли, что Россия в этих условиях – настоящее золотое дно. Изобилие природных ресурсов и крайне дешевая рабочая сила гарантировали, что любые инвестиции в местное промышленное производство вернутся сторицей. Так начался приток в Россию иностранного капитала. К 1910 году иностранцы в различных отраслях промышленности контролировали от 70 до 100% всех российских производственных мощностей.

Одним из предпринимателей, решивших связать свою жизнь и свои капиталы с Россией, стал шотландец Лесли Уркварт. Он основал Англо-Сибирскую компанию, которая скупала по дешёвке считавшиеся убыточными шахты, прииски и заводы. Через некоторое время в руках Уркварта оказался целый Кыштымский горный округ. Его заводы, поделённые между многочисленными потомками уральского промышленника Льва Ивановича Расторгуева, тогда переживали тяжёлые времена. Для управления Кыштымскими заводами Уркварт основал корпорацию "Общество Кыштымских заводов", а сам стал её директором. Уркварт запомнился жителям Урала прежде всего тем, что в 1910 году основал Карабашский медеплавильный завод, уже в советское время превративший все окрестности в зону экологического бедствия. Куда менее известен другой факт: совладельцем "Общества Кыштымских заводов" стал Герберт Кларк Гувер, будущий 31-ый президент Соединенных Штатов Америки.

Горный инженер Герберт Гувер в 1916 году. Фотография из открытых источников
Горный инженер Герберт Гувер в 1916 году. Фотография из открытых источников

Гувер окончил Стэнфордский университет, получив специальность горного инженера. Долгое время он работал в Геологической службе США. Должностные обязанности забрасывали его в самые разные уголки земного шара: на золотые прииски Австралии, на шахты Китая и Индии, заводы Египта и Бирмы. За шесть лет работы Гувер вынужденно совершил пять кругосветных путешествий. В 1908 году судьба привела его и в Россию: Гувер стал обладателем акций "Общества Кыштымских заводов".

Герберт Гувер неоднократно посещал Кыштым, лично контролируя проходившую на заводах модернизацию производства. Благодаря привлечённым иностранным инвестициям Кыштымские заводы, когда-то уже считавшиеся лучшими в мире, буквально расцвели: в техническом отношении они вновь стали одними из самых передовых в отрасли. Гувер был просто влюблён в Кыштымские заводы: много времени проводил на производстве, вникал в насущные проблемы.

Панорама Кыштымского завода в начале XX века. Фотография из открытых источников
Панорама Кыштымского завода в начале XX века. Фотография из открытых источников

И тут разразилась Первая мировая война. Гувер принял решение продать активы в России. Говорят, что за свою часть акций в "Обществе Кыштымских заводов" он получил около 100 тысяч долларов – немалые по тем временам деньги. Предпринимательское чутье не подвело Гувера: после Октябрьской революции все заводы в России были национализированы, их акции превратились в бесполезные бумажки.

Судьба вновь свела Герберта Гувера и теперь уже Советскую Россию в начале 1920-х годов, когда в молодой Стране Советов разразился страшный голод. В то время Гувер занимал пост министра торговли, а параллельно руководил ARA – American Relief Administration, или Американской ассоциацией помощи. Эта формально негосударственная структура была основана в 1919 году для поставки продуктов питания и медикаментов в европейские страны, не справлявшиеся с последствиями войны. На первый взгляд ARA преследовала чисто гуманитарные цели, однако на самом деле и американцы были крайне заинтересованы в оказании помощи голодающей Европе. Дело в том, что в военные годы правительством США были закуплены огромные объёмы продуктов и медикаментов на случай, если Америке придется вести полномасштабные боевые действия. С окончанием войны эти запасы превратились в "мёртвый груз": они занимали место на складах, а выпустить их в свободный оборот без риска затоварить внутренний рынок США не представлялось возможным. Благодаря деятельности ARA американское правительство не только работало на свою репутацию, но и эффективно избавлялось от накопленных излишков.

Плакат ARA образца 1921 года с фамилией Герберта Гувера. По материалам из открытых источников
Плакат ARA образца 1921 года с фамилией Герберта Гувера. По материалам из открытых источников

13 июля 1921 года советский писатель и общественный деятель Максим Горький от имени руководства страны обратился к мировой общественности с просьбой помочь голодающей России. Свою помощь предложил и Гувер. Однако он поставил перед Лениным два условия: советская власть не должна вмешиваться в деятельность его организации, а все американцы, содержащиеся в советских тюрьмах, должны быть немедленно отпущены на родину.

Ленин брызгал слюной в адрес благотворителей:

"Подлость Америки, Гувера и Совета Лиги наций сугубая. За такие предложения надо наказать Гувера, публично дать ему пощёчины, чтобы весь мир видел, и Совету Лиги наций тоже".

Но пылкие высказывания Ленина были адресованы лишь членам Политбюро. На деле же он был заранее согласен на все условия.

Волонтёры ARA раздают горячую пищу. 1922 год. Фотография из открытых источников
Волонтёры ARA раздают горячую пищу. 1922 год. Фотография из открытых источников

Поначалу ARA оказывала помощь только детям в возрасте до 14 лет, но вскоре её деятельность распространилась и на взрослое население. Летом 1922 года, в период своей максимальной активности, ARA ежедневно кормила почти 11 миллионов советских граждан в 38 губерниях РСФСР. Для питания голодающих были открыты 15 тысяч столовых. Подсчитано, что с осени 1921 года по лето 1923 года ARA ввезла в Россию почти 600 тысяч тонн продовольствия, медикаментов и одежды общей стоимостью в 136 миллионов рублей золотом. При этом Гувер сумел организовать деятельность ARA так эффективно, что работами руководили всего 300 американцев – на местах же были задействованы более 120 тысяч советских добровольцев.

Впоследствии Максим Горький писал Герберту Гуверу:

"Ваша помощь будет вписана в историю как уникальное, гигантское свершение, достойное величайшей славы, и надолго останется в памяти миллионов русских, которых вы спасли от смерти".

Увы, слова советского писателя не стали пророческими. После того, как с голодом в целом удалось справиться, правительство во главе с Лениным сделало всё, чтобы очернить деятельность ARA и как можно скорее позабыть об американской помощи. Говорили, что американцы сбывали в России некачественные продукты, запрещённые к продаже в США, а основной деятельностью её волонтеров были шпионаж и вредительство.

31-ый президент США Герберт Гувер. По материалам из открытых источников
31-ый президент США Герберт Гувер. По материалам из открытых источников

В 1928 году кандидат от партии республиканцев Герберт Гувер одержал уверенную победу на выборах и стал 31-м президентом США. Своё президентство Гувер начал с популярных в народе мер: положил конец господству мафии и отправил в тюрьму самого Аль Капоне, значительно расширил права профсоюзов, провел масштабную реформу системы здравоохранения. К сожалению, годы его президентства совпали с глобальным экономическим кризисом, приведшим к Великой депрессии в США. Впоследствии Гувера обвиняли в том, что его правительство не смогло предложить эффективных мер поддержки экономики – мол, как только ему на смену пришёл Рузвельт, дела сразу пошли на лад. Но это лукавство: Гувер управлял страной на пике кризиса, когда никакие меры не в силах были переломить сложившуюся ситуацию, а Рузвельт пришёл к власти, когда страна начала медленно, но верно оправляться от удара. К тому же, экономическая политика Рузвельта во многом шла по пути, намеченному администрацией Гувера.

В статусе экс-президента Герберт Гувер прожил ещё 31 год. В его честь назвали величайшее бетонное сооружение своего времени, плотину Гувера на реке Колорадо, и величайший позор Америки, "гувервилли" – небольшие палаточные городки, в которых в конце 1920-х годов были вынуждены жить тысячи американцев, лишившихся средств к существованию из-за безработицы.

Фрагмент карты Среднего Урала начала XX века. Схожая карта из личного архива Гувера была изъята у Генри Пауэрса, сбитого над Свердловском. По материалам из открытых источников
Фрагмент карты Среднего Урала начала XX века. Схожая карта из личного архива Гувера была изъята у Генри Пауэрса, сбитого над Свердловском. По материалам из открытых источников

Будучи не самым популярным в народе президентом, Гувер умер практически в полном забвении. Удивительно, но буквально за три года до его смерти слова "Гувер" и "Кыштым" вновь прозвучали в едином контексте. В 1960 году над Свердловском был сбит американский самолёт-разведчик U-2. У пилотировавшего его Фрэнсиса Гэри Пауэрса среди прочих документов изъяли карту Среднего Урала из личного архива экс-президента. Её Гувер получил в подарок от членов Уральского общества любителей естествознания ещё в начале XX века, когда впервые попал на Урал. Видимо, когда Пауэрса готовили к его разведывательной миссии, корифеи военной разведки США посчитали, что пригодиться пилоту может даже такая далеко не самая подробная и, что называется, "свежая" карта. Но это уже совсем другая история.