8 августа 1945 года Советский Союз объявил себя в состоянии войны с Японией. Это было сообщено послу Наотакэ Сато . До этого, 5 апреля Молотов сделал ему заявление о денонсации пакта о нейтралитете.
Перед советскими войсками стояла нелегкая задача, разгромить Великую Квантунскую армию расположенную в Маньчжурии.
Основной удар по силам японцев наносили войска Забайкальского фронта, именно они сыграли решающую роль в разгроме миллионной армии.
В составе войск фронта успешно действовали конно-механизированная группа под командованием генерал-полковника Иссы Александровича Плиева. В ее составе значилась 59-я отдельная кавалерийская дивизия генерал-майора Евгения Леонидовича Коркуца. В дивизии служили потомки казаков. Им как и предкам в 1905, предстояло громить японцев в Маньчжурии.
25 июля 1945 года кав. дивтизия выступила из пади Урулюнгуй по маршруту Соловьевск-Чойболсан.
Генерал-полковник Палиев вспоминал:
«29 июля был произведен смотр группы. Он завершился учебно-показательным смотром 59-ой кав. дивизии. Она только что закончила многокилометровый марш и расположилась прямо в степи, притаившись перед решительным броском. Части ее отличались высокой боевой выучкой. Об этом свидетельствовало хотя бы то, что они образцово зарылись в землю. Землянки, укрытия для техники, щели замаскированы. Не видно не с земли, ни с воздуха».
9 августа поступил долгожданный приказ начать наступление объединенными советско-монгольскими силами.
В первых рядах наступала 59-я кав. дивизия Е.Л. Курца, 5-я кав. дивизия Доржпалма и 6-я кав. дивизия Цэдэндаши.
16 августа дивизия начала преодолевать хребты Большого Хингана. 18 числа, по плану должен был быть захвачен город Жэхэ, расположенный в 300 километрах от Далайнора. 16 августа дивизия расположилась у Далайнора. Горючее для автотранспорта было на исходе, новое еще было в пути. Бойцам конникам пришлось в два раза увеличить ручную кладь. Набирали побольше боеприпасов, они точно не будут лишними в предстоящем бою. Под проливным дождем, без горячего обеда и хлеба, без фуража для лошадей, дивизии предстояло преодолеть девять перевалов.
Согласно донесений разведки, в Жэхэ засел полк японской пехоты. Генерал Коркуц отдал приказ по своим войскам начать наступать по направлениям. С запада наступал 30 кав.полк И.А. Денисова. Его задачей было не дать возможности японцам уйти. 59-я кав. дивизия, 8-я кав. дивизия НРА МНР ворвались в город.
Кавалеристы взяли в плен 8168 японских военнослужащих. Овладев городом Жэхэ, конно-механизированная группа получила возможность выйти к Ляодунскому заливу и окружить Квантунскую армию.
После выхода 59-й кав. дивизии к Великой Китайской стене, части группы заняли город Шизячжень. Узнав об этом, с советским командованием установили связь китайские партизаны из НОАК.
Бойцы дивизии отличились в боях. Приказом Верховного Главнокомандующего дивизии было присвоено почетное наименование «Хинганской». За успешное командование группой в условиях горно-пустынной местности, 9 сентября 1945 года, Герой Советского Союза Исса Александрович Плиев был нанражден второй медалью «Золотая Звезда». Командир 59-й кав. дивизии Коркуц вручил боевые награды бойцам и командирам. Ордена Красного Знамени был удостоен потомственные забайкальские казаки, командир 252-го кав. полка И.Ф. Осадчук, майор Т.Ф. Кудинов, майор М.Н. Алексеев из Петровск-Забайкальска, капитан А.Т. Сермягин из Улет, лейтенант В.В. Карельский из Шилки, лейтенант Я. Т. Харлов тоже из Шилкинского района.
В конце октября 1945 года 59-я Хинганская кавалерийская дивизия возвратилась в Забайкалье.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях. Поддержите канал.