Стиляги стремительно ворвались в культурную жизнь СССР в начале 50-х годов и куда-то внезапно пропали в середине 60-х. Почему данное движение затронуло лишь одно поколение молодежи?
В итоге стиляги проиграли или победили?
Очевидно, что демонстративное поведение и потребление стиляг носило явно протестный характер. Налицо определенный социальный конфликт, но против кого или чего?
Итак, вопрос демонстративного потребления — это всегда вопрос распределения мест в социальной иерархии. И в начале 50-х годов в СССР с этим самым распределением опять начались проблемы.
Советское общество устоялось в плохом смысле этого слова — пришла социальная стабильность и застой. Волна социальной мобильности, запущенная Революцией и Индустриализацией, постепенно угасала.
Молодой человек, который перешагнул некий рубеж, попав на "производство", осознанно или интуитивно приходил к шокирующему выводу, что жизнь его "кончена". Выучился в ФЗУ на слесаря — будешь до конца дней слесарем, поступил в институт на инженера — будешь им от звонка и до звонка.
В традиционном обществе такая социальная стабильность не проблема. Однако в государстве эпохи Модерна, где тебе с детства твердят — рост, рост, рост —подобный застой в иерархии вызывает лишь глухую боль, которая в конце концов оформляется в "кризис среднего возраста".
Правда, под удар фрустрации попадали далеко не все. Во-первых, не попадали девушки, к которым де-факто предъявлялись требования еще традиционной культуры Kinder, Küche, Kirche. И надо сказать, что в общей массе подобные социальные перспективы женщин вполне устраивали.
Во-вторых, это деревенские жители, которые имели возможность кардинально изменить свою жизнь, переехав в город. Опять же, село это последний оплот традиционного уклада жизни, где невозможно протестовать абстрактно и "анонимно", как это делали стиляги.
Таким образом, стиляги — это "продвинутые" городские жители, которые, по сути, протестуют против тотальной репрессивности системы "разделения труда".
Учитывая тот факт, что Советская Власть как раз и обещала людям "возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии" (Сталин.1952г), то стиляги на самом деле предъявили черную метку непосредственно марксистско-ленинской политэкономии.
Понятно, что советская экономика предлагала определенные экстенсивные варианты решения этой проблемы — Целина, новые города, новые заводы, но все это были тактические меры. Был слесарем у себя в Урюпинске — в каком-нибудь сибирском Радиозаводске станешь бригадиром слесарей — вот все твои перспективы.
Многочисленные мотивирующие блокбастеры, типа "Иван Бровкин на целине", лишь подтверждали безысходность ситуации.
Правда, в этом контексте, был один эпизод, который выбивался из общего вектора демотивации — это космос. Многим тогда реально показалось, что мы на пороге нового технологического рывка, который даст совершенно иное качество социальной жизни.
Уверен, что если бы не было темы Спутников и полета Гагарина, то мы в 1961 году получили совершенно иной XXII съезд КПСС и Программу Партии. Однако очень скоро стало понятно, что Космос — это элитарный клуб и трактористы на Марсе не нужны.
Итак, советская действительность не давала ответа — как получить иное качество социальной жизни? А вот у Запада этот ответ уже был и называлось это - Общество Потребления.
Общество Потребления — это особо циничный способ имитации социального роста, когда вместо реальной социальной динамики тебе подсовывают динамику потребления.
Купил стиральную машину — вроде как подрос в глазах окружающих. Костюм от дорогого бренда — еще подрос. Купил машину в кредит — сразу стал уважаемым человеком. Циничность ситуации в том, что ты со своей стиралкой, как был клерком из серии принеси-подай, так им и остался.
Естественно, что государство всеми наличными силами обеспечивало алиби Обществу Потребления, затирая социальные противоречия в слепую зону.
И если уж продвинутый западный пролетариат принял всю эту историю за чистую монету (по крайней мере, до 1968 года) то чего было ждать от наших ребят с кировского завода?
Таким образом, молодой человек, который не хочет всю жизнь прожить в статусе слесаря или инженера, начинает искать альтернативные социальные ниши — а их банально нет. Вернее есть, но они либо ложные (целина, армия, новое производство), либо слишком закрытые (искусство).
В подобной ситуации человек пытается интуитивно выскользнуть из-под пресса "разделения труда" — это, собственно, и станет главным обвинением против стиляг. Им как раз вменяли в основном тунеядство, что, дескать, не хотят они работать там, куда их направила Партия и Правительство.
В итоге как безопасно заявить окружающему миру, что ты не "винтик" в отчуждающей машине производства? Надел зеленый пиджак, покрасил голову и ботинки и вот всем уже очевидно, что ты больше не инженер.
Волосатых инженеров в зеленых пиджаках не бывает! Понятно, что в тренды зеленые пиджаки выводила советская золотая молодежь, которая по умолчанию была освобождена от "конвейерной" судьбы и наивная "низовка" стиляг брала пример, конечно же, именно с них.
По сути, золотая молодежь середины 50-х уже жила в формате Общества Потребления, а рядовые стиляги обеспечивали массовку этого праздника жизни. Таким образом, начала создаваться альтернативная социальная иерархия, которая де-факто противопоставляла себя "официальной" (производственной) иерархии.
Советская Власть это интуитивно осознавала, пыталась бороться и, в конце концов, к середине 60-х, стиляги наконец исчезли из общественного дискурса.
Одни исследователи объясняют это тем, что стиляги проиграли, ибо советская экономика "растворила" их, предложив более комфортные "правила игры". Другие, наоборот, считают, что стиляги победили, навязав всем свою моду и образ жизни. Однако надо понимать, что стиляги — это лишь статисты глобальных социальных процессов.
Да, формально стиляги добились своего — репрессивная машина "разделения труда" была надломлена. Причем у этого события даже есть конкретная дата (1956 год). Но это, увы, не заслуга любителей западной музыки. На самом деле в СССР победила западная идеология Общества Потребления, которую спустили сверху, а не отвоевали снизу.
XXII съезд КПСС, по сути, объявил рост благосостояния граждан сверхцелью государственной политики. Проще говоря, государство заявило следующее: "Ребята потребляйте, как хотите и сколько хотите, только не воруйте"!
В этой ситуации у Стиляг банально исчезли мотивы для протеста. Не хочешь работать слесарем — не работай. Хочешь зеленый пиджак — пожалуйста, у нас теперь все для блага человека.
В итоге к концу 60-х годов практика демонстративного потребления стала нормой и чтобы протестовать против советской власти нужны были уже совсем другие формы.
И такие формы были найдены, но это уже совсем другая история.