Бывали в истории России офицеры, настоящие офицеры, которые не изменяли своей присяге, несмотря на смену правящей верхушки. Одним из них стал Алексей Алексеевич Игнатьев, генерал-майор императорской армии.
— Любезнейший. Соизволите доложить вашему руководителю господину Леониду Красину, что с ним имеет честь беседовать дворянин с родословной в семь столетий, генерал-майор Генерального штаба Императорской Армии Алексей Алексеевич Игнатьев.
— Никакой я не любезнейший, не добитая белогвардейская сволочь. Попадись ты мне под Перекопом — огрызнулся сотрудник торгпредства.
— Проваливай отсюда, пока шею тебе прям здесь не намылил. Небось проигрался в казино или пропил и вспомнил о Родине — матушке, денег пришёл просить. Сколько вас тут таких «патриотов» шастает. Из-за стола поднялся дежурный по офису, демонстрируя отличную выправку.
Этот разговор состоялся в Париже в здании торгпредства СССР в 1924 году. Алексей Игнатьев был немедленно принят в кабинете наркома внешней торговли и торгпреда Леонида Красина. Справки о бывшем генерале наводить не приходилось. Его и так знал весь Париж.
А пришел Игнатьев действительно с довольно необычным предложением. Дело в том, что после революции в его ведении оставалась довольно крупная сумма денег, которая была рассчитана на обеспечение российской армии. Самодержавие пало, и генерал решил переоформить все эти деньги на свое имя.
И теперь принял непростое для себя решение — передать все эти деньги Советскому союзу. На тот момент — двести двадцать пять миллионов золотых франков. Торгпред услышав это предложение, долго молчат. Затем тихо спросил, что хочет граф в обмен на столь щедрый подарок.
"Наградой для меня будет советский паспорт и возможность вернуться на Родину."
Весть об этом событии быстро облетела весь Париж. И на следующее утро в эмигрантских кругах только и говорили об этом. Мать Игнатьева, прокляла его, родной брат попытался застрелить. В общем жизнь "Красного графа" изменилась раз и навсегда. Ему пришлось сменить роскошные апартаменты на скромную комнатку в торгпредстве. И резко сократить свои расходы. Эмигрантский Париж не простил ему этот поступок. Слишком много оказалось желающих расправится с бывшим генералом царской армии.
А истинная причина столько экстравагантного поступка проста.
Дело в том, что еще задолго до начала революции Алексей Игнатьев своими руками создал отличную шпионскую сеть по всей западной Европе. Именно благодаря его агентам состоялся легендарный Брусиловский прорыв, который мог в корне переломить обстановку на фронтах первой мировой войны.
Уникальность положения Алексея Игнатьева состоит в том, что во время революции и гражданской войны, он продолжал находиться заграницей и не принимал никакого участия в этих событиях.
Таким образом, он не перешел на сторону Красной армии, не изменил присяге, но и не стал белогвардейцем. Да и по сути эмигрантом в обычном понимании этого слова, тоже не был.
В то время как остальные беглые офицеры и дворяне едва сводили концы с концами на чужбине, вынуждены были позабыть о своем происхождении и работали где придется, "Красный граф" мог себе позволить обеспеченную жизнь. Но долго так продолжаться не могло. Миллионера могли либо ограбить, либо убить, но не трогали только потому, что он один имел доступ к банковскому счету. И он принял единственно правильное решение — отдать все деньги молодому советскому государству и попытаться вернутся на родину.
Но путь домой оказался не таким простым. Сказалось и прошлое генерала. Он стал работать скромным клерком в торгпредстве, но на самом деле продолжил свою агентскую деятельность, но уже на благо советской разведки.
Пригласили "Красного графа" в Москву только в 1937 году, но не только не репрессировали, а наоборот, дали хорошую должность в ВМА. Там он официально заведовал кафедрой иностранных языков и проводил курсы для командного состава Красной армии.
Должность с одной стороны покажется скромной, но все мы прекрасно понимаем, что бывших разведчиков не бывает.
Что спасло бывшего генерала царской армии от расправы? Ходят слухи, что он стал "карманным разведчиком" Сталина и имел непосредственный доступ в его личный кабинет.
— «Был у Сталина человек под псевдонимом — Константин Мефодьевич. Специальность этого человека заключалась в умении виртуозно взламывать секретные архивы.»
В истории России было не мало офицеров, которые, "меняли" свою ориентацию после смены власти. Бывшие царские генералы становились впоследствии генералами Красной армии. Но только Алексей Алексеевич Игнатьев стал дважды генералом, не изменив присяге. Звание генерал-лейтенанта РККА он получил в 1943 году.
К сожаление, в продаже книгу Игнатьева "50 лет в строю" я не нашел, но всем поклонникам истории нашей страны будет интересна и эта подборка.
Спасибо за внимание! С уважением, ваш, Владимир Дроздовский!