Нашел в своих старых записных книжках. Наверное, это всё, написанное мной не для всех, как и мой предыдущий "гимн" пирамидальным тополям. Нет, не так. Это для всех. Для тех, кто понимает. Или поймет когда-то...
ТРЕТИЙ РИМ
«Архипископ мандритский»! Так ругался один мой старинный приятель из донского хутора. При этом обращаясь к соседу, что через забор.
Большинство из нас – «архипископы мандритские». И я – в том числе.
Придите в ближайший православный храм вне службы. Многое, и вообще всё, если это впервые, покажется вам необитаемым и странным. Свои условия. Тишина. Другой запах. Иные условия пребывания. Бабушки какие-то…
Возникают разные мысли, которые уже не совсем твои. Потому что и тишина иная, и ты вдруг почти не такой, как раньше. Храм меняет нечто внутри тебя.
Не постесняйтесь спросить, кто такой Михаил Архангел. Не спрашивайте, кем приходился Иисус Христос Господу. Сами потом поймете...
Приход в церковь начинается с разного. Один приходит от испуга. Другой – от внезапного озарения. Принос третьего на отпевание (первый раз в храме) – особая сторона вечного вопроса. Внесли. Отпели. Значит, родные и близкие – не совсем такие, как тот, внесенный.
Третий Рим не имеет право носить обноски и красить купола краской для полов. Это трудно понять тем, кто сравнивает «Мерседес» Патриарха с «Мерседесом» какого-нибудь бизнесмена. Это разные величины и разная глубина наследства.
Священнику ходить в тряпье – означает промотать наследие Второго Рима. Поменять внешнее на внутреннее, минуя самое главное - СЕРЕДИНУ. Махнуть не глядя, так сказать.
Византия убежала, я бы даже сказал – сбежала от Первого Рима. Ближе к поучительной точке, где пересекается Восток и свежий, неопределившийся пока славянский мир. С этого всё и началось.
И славить Господа, с точки зрения Константинополя, надо было иначе. В иных одеждах. Золотом, позолотой, роскошью храмов. Потому что за ним стоял Первый со своими смертными грехами. Да Византия их уже накопила. Ибо все грешны.
А века неумолимо подступали с расплатой.
Ну, чего проще?
…и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты…
Столетья всё плывут и плывут, одетые то в роскошь православного храма, то в русские солдатские гимнастерки двух мировых войн. Я у многих спрашивал про это. Все атеисты мысленно крестились перед боем. ВСЕ.
А вы говорите - «Архипископ мандритский»…
Спасибо, что прочитали мой пост. Совсем не трудно подписаться на мой канал. Постараюсь вас не разочаровать. С уважением