С того момента, как мир увидел творение «Давид» работы Микеланджело 8 сентября 1504 года на площади Синьории во Флоренции, люди не перестают восхищаться им. При этом далеко не все знают интереснейшие факты об этой великолепной скульптуре.
Огромная глыба мрамора, которая превратилась в один из самых известных шедевров в истории, доказывает старую поговорку — то, что является мусором для одного - сокровище для другого. Микеланджело создал Давида из куска мрамора, который перед этим был два раза заброшен другими скульпторами. Агостино ди Дуччо отказался от работы по созданию скульптуры Давида, едва начав обтесывать ноги.
Причиной отказа стала смерть Донателло, у которого ди Дуччо был подмастерьем. После этого глыба мрамора лежала заброшенной в течение 10 лет. Затем за статую взялся Антонио Росселино, однако он тоже вскоре отказался от работы после того, как нашел трещину в блоке. Когда Микеланджело, начал работать над "Давидом" в 1501 году, кусок мрамора ждал его 40 лет.
Микеланджело изваял Давида не в период торжества после победы над Голиафом, а обнаженным и в момент, предшествующий схватке.
Впечатляют и размеры статуи: ее высота составляет 5,17 метров, вес – более 5,5 тонн. Автор трудился над своим произведением около 20 часов в день. Работа длилась два года и четыре месяца. Микеланджело в то время было 26 лет, однако он успел прославиться как великий скульптор, затмивший самого Леонардо.
Изначально планировалось разместить статую Давида перед собором в центре города, однако ведущие флорентийские деятели искусства, в число которых входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, решили разместить статую в лоджии Ланци, где заседал городской совет. Сегодня место статуи на площади Синьори занимает копия, а оригинал находится в Академии изящных искусств.
Судьба художника
Микеланджело, хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.
Во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Силами Микеланджело в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.
Одно из таких произведений— свод Сикстинской капеллы. Огромный по площади потолок был расписан сюжетными фресками за 4 года. У Микеланджело не было ни эскизов, ни плана, ни разметки — он все держал в голове. Во время работы в зал не мог зайти даже папа римский.
Об особенном характере Микеланджело ходили легенды. Особенно о его перфекционизме. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует замыслу. Многие свои рисунки и наброски он и вовсе сжег незадолго до смерти. Он не хотел, чтобы кто-то видел, в каких муках рождается искусство. А также он понимал, что на тот момент не было технических средств для их воплощения.
Общество женщин Микеланджело также не жаловал. Только на седьмом десятке он встретил свою первую любовь и музу. Ей было тогда уже больше сорока и она была вдовой.
Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным. Последние были особенно удивлены, получив десятки миллионов долларов в современном эквиваленте. Дело в том, что при жизни Микеланджело не переставая жаловался на убытки и всячески прибеднялся.
Установленная 8 сентября 1504 года на площади Синьории, скульптура «Давид» вызвала восторг и изумление жителей Флоренции. «Ты создал то, что можно назвать самой красотой» - написали Микеланджело восхищенные горожане в прикрепленной к статуе записке.
С тех пор пятиметровое изваяние «Давид» воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только эпохи Возрождения, но и человеческого гения в целом.
- Образ сказочных царевен на полотнах русских художников