Найти тему
DAITOGRAM

Эффективность мягкой техники Роппокай

Дайто-рю Роппокай Сэйго Окамото:

"Техника при помощи которой можно справиться с любой атакой с любого направления…”

Окамото Сэнсэй выполняет технику Дайто-рю.
Окамото Сэнсэй выполняет технику Дайто-рю.

Сейго Окамото родился в 1925 году в городе Юбари, Хоккайдо. Он поступил в Дайто-рю додзе в 1963 году в возрасте 38 лет и учился у Кодо Хорикавы, одного из ведущих учеников Сокаку Такэды. Он получил свой 7-й дан в 1974 году, а через три года переехал в Токио. В 1978 году Окамото Сенсей получил лицензию Сихан от Кодо Хорикавы. После того, как Хорикава Сенсей скончался, он основал Дайто-рю Айкидзюдзюцу Роппокай, чтобы распространить это искусство в Токио.

Каково происхождение названия "Роппокай"?

Роппо можно понимать по-разному, например, как роппо из роппогуми [шесть групп рыцарственных молодых людей, которые обычно бродили по городским улицам в период Эдо]. Или же его можно приравнять к роппо из термина кабуки роппо-о-фуму из Бэнкэя [жрец раннего периода Камакура и знаменитый слуга Есицунэ Минамото. “Роппо-о-фуму" означает делать смелые жесты по взлетно-посадочной полосе.] Однако, я обычно сравниваю роппо с игровыми кубиками, чтобы описать методы, которые могут справиться с любой ситуацией с любого направления, сверху или снизу, спереди или сзади, справа или слева, как грани кубиков. Но эти техники не имеют квадратных углов, как кости, а круглые, образуя шесть (року) бесконечных кругов. Я стремлюсь извлечь из этого термина как можно больше значений.

Кажется, что существует много различий между техниками Дайто-рю.

Я не часто знакомился с методиками других школ. Я видел их только на демонстрации, которую проводил директор школы [Токимунэ Такэда]. Когда пришел в додзе Хорикавы сэнсэя, там были некоторые люди из других школ, которые критиковали его методы, когда они видели их, говоря, что он не мог действительно выполнить технику с таким маленьким движением и что его ученики были слишком кроткими. Однако, я думаю, что среди студентов, старшеклассников и юниоров Кодо-сэнсэя не было таких глупых, критичных людей. Мы следовали за ним, потому что его техника была реальной. Однако, было много людей, которые не могли продолжать свою практику долго, потому что они находили методы слишком трудными.

Я многому научился с тех пор, как приехал в Токио. В Роппокай есть некоторые ученики, которые практиковали искусство другой школы более 20 лет или которые являются преподавателями другого искусства, но все они признают мое искусство и постепенно прогрессируют, осваивая техники, которые я считаю великолепными. Я действительно чувствую, что должен продолжать практиковать всю свою жизнь.

-2

Есть ли у каждой техники название?

Да, но я не очень хорошо помню их, если не обращусь к свитку. В классе мы используем такие термины, как иккаджо и никкаджо, но обычно у нас есть термины только для базовых техник. Когда мы практикуем прикладные техники, название, а также ката (форма) становятся очень расплывчатыми. Очень трудно выразить термины и значения, записанные в свитке. Такой термин, как ханмихандати или кашиваде (хлопки в ладоши), легко понять, но техника, подобная “фуре Айки” (техника Айки, выполняемая простым прикосновением), нигде не описана в свитке.

Сколько основных техник вы практикуете?

Существует около десяти основных техник. Это займет целых три часа, если вы попытаетесь практиковать их тщательно, например, когда я сначала демонстрирую каждую технику, объясняю ее, а затем заставляю студентов попробовать ее. Но невозможно в совершенстве овладеть этими основными приемами за такой короткий срок. Однако, как только вы продвинулись до определенного уровня, вы становитесь способными выполнять Айки. В базовых техниках не так много Айки, но когда вы можете выполнять их гладко, вы можете выполнять техники Айки.

Многие люди пытаются определить значение Айки по-разному. Некоторые ссылаются на изначальное значение Айки как гармонии между человеком и его противником (ki ga au), в то время как другие говорят, что термин Айки может быть использован для техник, которые действительно работают. Я думаю, что все это правильно. У каждого есть свой собственный способ понимания Айки, и поэтому у каждого есть свой собственный способ его выражения.

Есть ли некоторые айкидоки, которые пытаются изучать техники Дайто-рю, чтобы улучшить свое собственное айкидо?

Да, это так. Я не отказываю никому, кто приходит ко мне. У нас есть инструктор по Айкидо в нашем Осакском филиале додзе. Я думаю, что он, вероятно, использует методы, которые он изучает от нас в своих техниках айкидо.

Как я уже говорил, я не отказываю никому, кто приходит ко мне, но и не останавливаю никого, кто меня покидает. Это мой принцип. Однако те, кто приходит ко мне, должны вести себя соответствующим образом. Есть люди, которые приходят ко мне с высокомерным отношением, как бы говоря, что я должен быть доволен, потому что такие люди, как они, пришли тренироваться, в то время как другие приходят с открытым отношением к тому, чтобы их учили. Люди приходят с самыми разными взглядами. Я принимаю любого, кто приходит последним способом.

Вы преподаете искусство в каком-то современном ключе, другими словами, более открыто.

Эта открытость иногда вызывает непонимание того, что я продаю техники Дайто-рю дешево, и поэтому некоторым людям не нравится то, что я делаю. Однако я не управляю этим додзе для получения прибыли. Члены клуба приходят естественным образом, информация передается из уст в уста. Больше всего я ненавижу, когда люди, которые заплатили вступительный взнос, а также ежемесячную плату, уходят после участия только в одном классе. Это нормально для них, чтобы бросить, если это потому, что методы слишком трудны для них. Однако, те, кто бросает курить подобным образом, всегда критикуют наше додзе. Я хочу, чтобы они остались хотя бы на полгода или, если смогут, до тех пор, пока их не повысят до черного пояса. Если они это сделают, я думаю, что они постепенно придут к пониманию искусства. Я выполняю на них продвинутые техники, чтобы заинтересовать их искусством, но есть люди, которые пытаются сопротивляться этим техникам. Те, кто приходит из школ, где используется только физическая сила, тоже упрямы. Я разрешаю студентам университета пройти один бесплатный "пробный" курс, прежде чем они войдут в додзе. Мне жаль, что им приходится платить вступительный взнос с самого начала, прежде чем они решат поступить в додзе. Там около шести или семи студентов-членов.

Иногда техники айкидо сравнивают с ощущением потери равновесия при толчке двери, которая внезапно открывается с другой стороны. Наблюдая за вашими приемами, я вижу некий эффект "хлыста", то есть ситуацию, когда человек получает удар, когда его резко отталкивают назад в тот момент, когда он вступает в контакт.

Другими словами, в Айкидо мы выполняем технику в том же направлении атаки противника, в то время как в ваших техниках у меня складывается впечатление, что вы нарушаете хронометраж и ритм атаки противника с силой в противоположном направлении. Это какой-то особый принцип, лежащий в основе ваших техник?

Да, особенно в технике рандори. Если вы не подойдете очень близко к своему противнику, вы не сможете получить такое идеальное время. Это трудно сделать на расстоянии. Вы можете нарушить тайминг противника как раз в тот момент, когда он придет, чтобы схватить вас. Если вы будете двигаться слишком быстро, вы в конечном итоге полностью остановите его атаку.

Это можно было бы описать так, как будто 100-вольтовый ток проходит через все тело, а не ощущение, как будто его толкает сила. Такой шок вызывает условный рефлекс.

Кроме того, есть техника, которая становится действительно мягкой, то есть истинная Айки. Вы должны выполнять эту технику не только пальцами, но и так, как будто вы дышите всем телом. Вы гармонизируете свое дыхание с дыханием вашего противника, делая это, он становится жестким, и его тело становится частью вашего. Таким образом, вы можете двигаться, не ощущая большой его тяжести.

Ваш метод практики пришел от Сокаку сэнсэя или он был разработан Кодо Хорикава сэнсэем?

Ну, я не знаю. Я думаю, что вы становитесь способными делать то, что я делаю естественно. Кодо Хорикава-Сенсей обычно говорил: "как только вы достигнете такого уровня, как мой, вы сможете выполнять свои собственные техники, основанные на том, чему я вас научил. Я не научился всем техникам, которые я делаю сейчас, у Сокаку Такэда Сенсея". Как только вы овладеете определенным уровнем и поймете ключевые моменты, вы сможете выполнять свои собственные техники. Затем эти ваши техники постепенно прорастают ветвями.