Как Вы считаете, стоит ли широко освещать в прессе криминальные происшествия и трагические самоубийства?
«Конечно! И побольше, пожёстче, покровавее!» - промырлыкает, прихрюкивая, животная часть нашего сознания, истосковавшаяся по адреналину и впечатлениям в мышиных серых буднях.
«Конечно! И почаще, попорочней, попоучительнее!» - закудахчет сердобольная матрона с ригидными взглядами и педагогическим образованием. «Пусть кому-то послужит уроком, как не надо делать!».
«А кому-то – как надо делать!» - зайдется в саркастической судороге костлявый мизантроп. И мы прервали бы это безобразие подзатыльником, но он, к сожалению, прав.
Связь между трагическим происшествием, оказавшимся на полосах газет и пикселях экранов, с неожиданным всплеском аналогичных происшествий была замечена давно, получила документальное статистическое подтверждение и официальное наименование в социальной психологии – «Эффект Вертера». Феномен обозначает характерное ощущение, когда закрываешь глаза в состоянии сильного алкогольного опьянения (НЕТ).
Как это всегда бывает у психологов и юристов, имя феномену дал прецедент: эффект назван в честь героя сентиментального романа Гете, написанного ещё в 1774 году – «Страдания юного Вертера». Несчастная любовь подвигает героя свести счеты с жизнью. Роняя скорбные писательские слезы на рукопись, Иоганн Вольфганг понятия не имел, что создает не столько бестселлер, сколько «Тетрадь смерти» по-лейпцигски.
После издания романа читательская аудитория Гете сначала возросла, а затем сократилась. Возросла, потому что роман был хорош, сократилась – потому что в Европе всегда было много несчастных влюбленных, которые голову ломали, какой бы поэффектнее учинить пассаж, и вдруг нашли решение. С этих пор феноменом Вертера называют подражательные самоубийства.
Феномен действует весьма специфично. К примеру, если в прессе массово опубликуется сообщение о том, что женщина выбросилась из окна – статистика зафиксирует волну именно падений женщин из окна. Если сообщение о том, что мужчина средних лет въехал в столб – волну аналогичных ДТП. Вспомним хотя бы о «клубе 27лет». Или о суицидах поклонников Виктора Цоя или Честера Беннингтона. Почему так происходит? Социальная психология описывает механизм «социального доказательства». В ситуации неопределенности мы ищем поддержки или у большинства, или у той категории людей, с которыми себя идентифицируем.
Поэтому мы будем есть пиццу ножом и вилкой в ресторане, где оказались впервые и никто не ест руками. Поэтому мы покупаем товар, если видим, что он отлично расходится. И группируемся по национальному признаку в случае неприятностей тоже поэтому.
И девочка-подросток, которая переживает первую в жизни любовную боль и в силу возраста неспособна с ней справиться, услышав из новостей о другой 13-летней девчонке, сошедшей на рельсы в метро, задумывается: «А может, и для меня это выход?». Эта картинка уже попала в ее личную информационную повестку, уже запуталась в мыслях. И трагедия может повториться.
Эффект Вертера подсказывает, что освещение в СМИ – не только жестокий урок зрителям, но и пример для тех, кто слаб и нестоек. Жертвы в чьей-то битве за рейтинг? Цинично, неприятно и не хотелось бы.
Я - новый автор на Дзене и пишу статьи сама.
Поддержите меня лайком и подпиской - и пусть мир улыбнется Вам в ответ :)