Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: КИБЕРДЕЛИЯ - Парад планет (2019)

Если кто-то из вас задавался вопросом, что же случилось с хабаровской группой Cyberdelya, о которой мы писали в этом году, и которая играла очень разномастный вариант экстремального металла, то, представьте себе, она всё ещё существует и даже здравствует. Просто так уж вышло, что её лидер, Владимир Колодин, перебрался в Москву, а заодно решил переименовать группу в формате кириллицы - и теперь мы имеем на руках нечто под названием Киберделия. Дабавьте к этому определённую смену состава, а также тот факт, что Владимир нынче является единственным постоянным участником проекта, и вы имеете на руках настоящую революцию, которая, несомненно, должна была повлиять на музыкальную составляющую коллектива. И так оно и есть: трансформации коснулись не только внешней стороны Киберделии, но и её, скажем так, начинки: только вот если во многих случаях я отношусь к подобным переменам с повышенной долей осторожности, то тут я оказался более чем заинтригован.

Начать стоит с того, что экстремальной составляющей в Киберделии практически не осталось - за время, прошедшее с момента выхода первого лонгплея, Владимир осознал, что ему неохота работать в одном лишь направлении, а его увлечения требуют от него чего-то большего и разноформатного. Некоторые слушатели возможно могут сказать, что для этого он мог основать другой проект, ибо Киберделию уже как-то осознанно ассоциируешь с их исходным жанром, но давайте не будем забывать, что в мире музыки происходили и более радикальные трансформации. Стоит лишь вспомнить каких-нибудь Opeth... Более того, не стоит забывать, что на данный момент Киберделия является исключительно авторским проектом, а потому не стоит ожидать от него сугубого однообразия.

Так что же нам приготовила Киберделия на своём последнем на данный момент номерном альбоме "Парад планет"? Давайте скажем так: вопрос скорее в том, чего она для нас не приготовила. Дело в том, что каждая песня на альбоме будто бы намерено написана в разном жанре - каждая из них имеет своё собственное звучание и своё собственное настроение. В качестве примера стоит обратить внимание лишь на первые две песни - в то время как открывашка в лице "Через тернии" звучит как отпрыск панка конца семидесятых, то уже следующий трек "Звёзды" оказывается форменным навороченным сладжем с очень мощным и эпохальным звучанием и оглушительными клавишными. Невольно кажется, что два этих трека будто бы пришли к нам с других планет...

И вот тут мы ненароком подошли к сути альбома, которая как раз-таки заключена в его названии. Пластинка намерено соткана из разножанровых треков, так как фактически каждый из местных номеров является олицетворением той или иной планеты - уникального мира со своей природой, фауной, цивилизацией, устоями и нормами. Если же провести параллель дальше и принять за условие, что любая отдельная планета является олицетворением жанра рок-музыки, то получается вдвойне интересно: альбом представляет нам своеобразный "парад жанров", вариации на тему того, как разномастен может быть современный рок и как много эмоций он может вызывать у того или иного индивидуума. Так что то, что, на первый взгляд, может показаться слушателю музыкальным разнобоем, на самом деле имеет под собой настоящий замысел, который оказывается чертовски интересным и перспективным.

Так что же мы имеем в плане песен? Про "Звёзды" мы уже немного говорили, но я обязательно должен упомянуть о том, что это один из самых ярких номеров на альбоме. Клавишная линия буквально доводит слушателя до мурашек, а местные грандиозные аранжировки действительно погружают его в атмосферу бесконечного и загадочного космоса. Более того, если я и могу назвать вокальные линии одним из самых слабых аспектов альбома (об этом мы поговорим чуть позже), то здесь Владимир звучит так, будто его голосовые связки созданы для сладжа.

"Меркурий" оказывается немного менее интересной песней в плане звучания, но зато она обладает очень чёткой и выверенной ритмикой, которую вполне можно описать как маршевую. В жанровом плане тут наблюдается своеобразный микс классического металла и грува - примерно так звучали Avenged Sevenfold на своём спорном релизе "Hail To The King". И вот тут я просто вынужден обратить внимание на пение Владимира, котороя здесь начинает казаться излишне приструненным и безъэмоциональным. У меня есть предположение, что так оно и было задумано, но я бы не сказал, что данная манера пения подходит под такой разномастный подход к написанию музыки. Так что если подобная вокальная подача идеально подошла для космического сладжа, что был представлен на "Звёздах", то он достаточно средне работает на "Меркурие".

"Красками" является ещё одним ярким номером c альбома, в котором мощный перекос делается в сторону классического альтернативного металла. При этом достаточно тяжёлое и активное звучание гитар разбавлено шикарными искрящимися клавишными, напоминающими о таком альбоме Mechanical Poet как "Creepy Tales For Freaky Children" - и это, кстати, с моей стороны, очень лестное сравнение. "Затишье" является гораздо более спокойной и размеренной композицией, которая напоминает мне о раннем творчестве Therapy? - здесь чувствуется определённый налёт позднего гранжа, вместе с его гаражными мелодиями и немного неотёсанным вокалом. Однако, опять же, я готов сказать, что Киберделия звучат наиболее эффективно именно во время своих эпичных моментов.

Ещё хотелось бы выделить песню "Тебя нет", где перед слушателем раскрывается ещё одна сторона творчества Киберделии. Здесь музыканты экспериментируют с пост-панковским звучанием, а порой даже захотят на территории раннего готического рока. Здесь вокал Владимира также оказывается более чем эффективным, так как он проецируется на правильный фасад - ранний пост-панк славился своим отстранённым и безъэмоциональным звучанием, которое рождает в душе человека чувство волнения и томления. Так что в данном случае пазл сложился так, как надо.

Конечно, при таком обилии жанров невольно остаётся вопрос связности композиционного повествования, и, что самое интересное, Киберделии удаётся добиться того самого баланса между единообразием и разнообразием. "Парад планет" звучит не как набор песен от разных исполнителей, а как цельное творение, активно заигрывающее с жанрами и музыкальными веяниями. Парадокс, но, опять же, наилучшим сравнением будет именно группа Mechanical Poet - эта легендарная группа прославилась в своё врем за счёт своего уникального микса прогрессивного металл и фолка, но уже на следующем своём полноформатнике они решили податься в музыкальные эксперименты и записали альбом, наполненный песнями в разных жанрах и направлениях. При этом они всегда звучали узнаваемо и своеместно - ровно того же добились и музыканты из Киберделии, - просто они подошли к вопросу немного с другого ракурса.

Как бы то ни было, но "Парад планет" является действительно уникальной и интригующей записью, которая хоть и не лишена минусов, но вполне может порадовать не связанного конвенциями слушателя. Отбросьте в сторону стереотипы, и вы с лёгкостью найдёте здесь своих фаворитов.