Вечный и больной вопрос: сколько уже можно учить это английский?
Множество различных школ и курсов активно внушают нам, что дело это, в общем-то несложное, и за месяц (!!) обещают всё рассказать и всему научить. А кто не видел ролики «все английские времена за 15 минут?»
Если мы посмотрим на общеевропейскую шкалу CERF, то увидим, что всего уровней владения 6 – от elementary– А1 - до уровня носителя C2. В идеале школа должна выпустить после 9 класса студентов, владеющих иностранным языком на уровне А2. Если же человек выбирает английский для сдачи ЕГЭ, т.е. если он так или иначе связывает свою жизнь с иностранным языком в том или ином аспекте, то он должен владеть языком на уровне B1-начало B2.
Теперь считаем, сколько часов в усреднённом количестве отводится на каждый уровень. Это информация открыта, она легко гуглится, но здесь мы просто посчитаем, сколько времени нужно для освоения одного уровня. Итак, в среднем на освоении одного уровня нужно 200 guided hours, т.е. занятий с преподавателем, или аудиторных часов. К ним мы прибавляем примерно столько же самостоятельной работы. Если за идеал мы берём 9 месяцев, когда идут занятия в учебных заведениях, то при занятиях 2 раза в неделю в год у нас получается примерно 72 занятия в год (академических аудиторных часа). Т.е. на освоение одного уровня в среднем уходит около 2,5 лет !). И это, конечно же, при идеальных условиях – т.е. когда человек всё понимает, когда занятия проводятся методически корректно и там присутствуют всё, что должно быть, когда даётся возможность человеку говорить, а не когда создаётся видимость бурной деятельности, как это часто бывает в школе и где, к сожалению, занятия сводятся к переводу текстов или заучиванию слов списками.
Фишка в том, что чем выше уровень, тем больше требуется усилий на его усвоения и тем труднее и не очевиднее и процесс и прогресс. Это связано во многом с тем, что самую частотную лексику и конструкции вы уже освоили, а то, что попадается гораздо реже учить , запоминать и актуализировать гораздо сложнее.
Т.е. на уверенный уровень А2 можно выйти примерно после 4-5 лет обучения. Это, конечно, очень средний показатель. Зато он может служить неким ориентиром – на что вообще можно рассчитывать, чего стоит ожидать от преподавателя и преподавания, а какие ожидания реально завышены (вы же понимаете, что после 2х месяцев занятий не стоит ожидать чудес за любые деньги?)
Что здесь нужно иметь в виду?
1 . Это совершенно нормально не хотеть иметь высокий уровень. Иногда даже уверенного А2 бывает достаточно для решения каких-то насущных жизненных задач и вопросов.
2. Даже имея невысокий уровень владения языком можно делать упор на владении какими-то определённым числом лексических единиц для строго определённой сферы деятельности или делать упор на владение определённым видом деятельности (чтением, например).
3. Ускорить процесс можно, если у вас есть склонности и способности к языкам и они вам легко даются, и увеличением времени на изучение (например, не два раза в неделю, а три или четыре с большим количеством хорошо продуманной домашней работы). Здесь опять надо иметь в виду, что на всё нужно время и ускорить прямо очень сильно не получится, потому что эти процессы имеют физиологическую основу и повлиять на неё практически никак невозможно.
А как вы изучали иностранные языки? Поделитесь опытом в комментариях!