Если, спускаясь 9 Мая по Тверской в потоке Бессмертного полка, оглянуться, то среди бескрайнего потока фотографий героев, которые несут их потомки, будут мелькать пустые белые штендеры. На них написано лишь имя. Это значит, что в семье не осталось ни одной фотографии погибшего.
Текст: Екатерина Жирицкая, фото: Андрей Семашко
Но есть команда, которая умеет поворачивать время вспять. Взрослый и 15 детей – коллектив архивно-исследовательского проекта «Алексей, Алешенька, сынок...» московской школы №185 им. В.С. Гризодубовой. Они находят в архивах кадры документальной кинохроники, фотографии солдат и записи голосов для передачи их потомкам. Неправильно героям быть безликими.
Название проекту, говорит руководитель кружка и учитель истории школы №185 Константин Тимченко, дала известная песня. Поэт Андрей Дементьев однажды услышал историю: через тридцать лет после Победы в далекое село привезли военную кинохронику. Люди собрались в клубе. Вместе с односельчанами пришла и мать погибшего на войне солдата. Киномеханик вставил в проектор ленту, на экране прямо на зрителей побежали в атаку советские солдаты. В одном из них мать узнала сына. «Алексей, Алешенька, сынок!..» – кричит ему мать, умоляя оглянуться. «Пожалуйста, добеги!» – заклинают односельчане. Там, на пленке, пуля минует солдата. Мать просит снова повторить кадры, где ее сын бежит в атаку и остается жив…
На стихи Андрея Дементьева потом была написана песня «Баллада о матери». Она-то и зацепила молодого историка Костю Тимченко. «Мне кажется, возвращая неизвестную фотографию солдата в семью, мы выступаем в роли сельского киномеханика из песни. Близкие видят человека, которого давно нет. И чувствам, которые в момент этой встречи испытывают и они, и мы, трудно выразить словами», – признается Константин. Поисковики передают родным распечатанную и вставленную в рамку архивную фотографию. «Конечно, времена изменились, после окончания войны прошло не тридцать, как в песне, а уже 75 лет. Умерли не дождавшиеся сыновей солдатские матери, почти все умерли жены. Но еще живы дети погибших. Есть их внуки и правнуки – наше поколение. Несмотря на время, что разделяет нас, мы ничуть не меньше любим своих героев. Нам также важно увидеть их лица», – убежден Тимченко.
ОДИН ДЕНЬ
У Кости погибли на войне два прадедушки. Тот, что по линии отца, Алексей Панфилович Лаврентьев, два раза был в плену, дважды бежал, был убит 23 апреля 1945 года. Другой, по линии мамы, лейтенант Василий Сергеевич Филимонов, командовал ротой в 242-й стрелковой дивизии, не пережил август 1941-го. Обнаруженное в семейном архиве письмо рассказывало: под Смоленском Василий Филимонов повел свою роту в атаку. Его тяжело ранило, товарищи отнесли лейтенанта в рожь, но осколок разорвавшейся неподалеку мины убил его. «У меня были обрывки информации и большое поле работы», – подводит черту Константин. На пятнадцать лет он погрузился в исследовательскую работу. До сих пор помнит, что почувствовал, когда в Центральном архиве Министерства обороны впервые взял в руки послужную карточку своего прадеда, Василия Сергеевича Филимонова. Там была его маленькая, неизвестная семье фотография, подробная автобиография, повестка, по которой лейтенант запаса Филимонов в 1941 году ушел на фронт. В углу стояла прадедова роспись. «Будто прикоснулся к прадеду рукой. Прошлое и настоящее для меня сшилось», – признается Костя. После этого остановиться в поиске было невозможно.
По архивным документам ему удалось реконструировать последний день жизни своего прадеда. Он нашел карту поля, где погиб Василий Сергеевич. 11 августа к 13 часам батальоны 900-го полка 242-й дивизии по ротам расположились вдоль дороги напротив деревни Ерхово, в которой укрепились немцы. 6-я же рота лейтенанта Филимонова, недавно вернувшаяся со специального задания, отдыхала рядом со штабом полка. Ночью пришел приказ командира дивизии освободить 12 августа деревню Ерхово. Потом Костя нашел донесение командира 900-го полка. В 13 часов 12 августа тот пишет: батальоны перешли в атаку, остатки 6-й роты стоят в резерве. «Так я узнал, что в 13 часов 12 августа 1941 года мой прадедушка был еще жив», – сообщает Константин. А потом был использован и полковой резерв. Письмо от однополчан Филимонова, которое получит его жена, начнется фразой: «Ваш муж со своей ротой был послан в атаку, где и погиб».
Каждый год поисков открывал Константину что-то новое в судьбе прадеда. Однако оперативные сводки, добытые в архивах, были слишком сухими. А Косте Тимченко было важно понять, что видел прадед, уходя в свой последний бой. И тогда в самом начале 2000-х он нашел поисковый отряд «Высота имени Дмитрия Сячина», работавший в местах боев 242-й стрелковой дивизии. Поехал с ними в Ярцевский район Смоленской области – искать без вести пропавшего прадеда. Отряд работал на том самом месте, где шел в наступление 900-й полк 242-й дивизии. Поисковики много раз «поднимали» его солдат. В отряде все знали, что у Кости Тимченко есть прадед и он очень хочет его найти. Поэтому каждый раз, когда в лагере открывали найденный солдатский медальон или находили именные вещи, поисковики всегда проверяли, нет ли там сочетания «ФВС» или «ВСФ» – так мог бы подписать свои вещи Василий Сергеевич Филимонов.
«Конечно, – говорит Костя, – я в деталях знаю жизнь моих прадедов – и довоенную, и фронтовую. Знаю их характеры, человеческие слабости, привычки, друзей. И это делает их людьми, присутствие которых я ощущаю сейчас. По возрасту я пережил одного прадедушку, ему было 27 лет, и уже догнал второго, 37-летнего. И конечно, они мне очень помогают. Это как чувствовать почву под ногами. Не будь их, в важной части моей души зияла бы пустота. Я понимал, как не хватает этой опоры не знающим о судьбах погибших на войне близких. Тогда мы с ребятами решили им помочь».
Ребята – это его ученики, участники поискового кружка школы №185, где Константин Тимченко преподает историю. Вместе с ними он создал единственный в России музей 242-й дивизии. Той самой, где служил его прадед.
В поисках новых свидетельств о войне, Костя приехал в Российский государственный архив кинофотодокументов. Он искал кинохронику, которая имела бы отношение к судьбе 242-й стрелковой дивизии. Но, лучше познакомившись с архивом, понял, какой бесценный клад он открыл. Архив хранит потрясающую коллекцию кадров кинохроники и фотографий Великой Отечественной войны.
Косте Тимченко действительно удалось найти несколько кадров, на которых были солдаты 242-й стрелковой дивизии. Он узнавал знакомые по поисковой работе места. «Я смотрел на эти снимки и думал: «Может быть, среди уходящих к горизонту солдат по проселочной дороге шагает и мой прадед», – описывает свои чувства Константин. Так пришло осознание: нет никаких безымянных солдат. Не заслужили они быть безымянными. В атаку шли с именем. Их близкие до сих пор продолжают ждать человека, имеющего свое имя. И – лицо.
И тогда он привел в архив собственный Первый отряд, своих учеников. И 12–17-летние подростки вытащили на своих плечах совсем недетское дело.
КТО ТЫ, СОЛДАТ?
Тематический каталог читального зала РГАКФД – длинные ряды ящиков, каждый из которых содержит несколько сотен фотографий. Фотографии разложены по темам: пехота, кавалерия, танки, артиллерия, минометы, летчики, пулеметчики, снайперы, партизаны. Фотографии каждой темы – тщательно, одну за другой – и просматривают ребята.
Непременное условие того, чтобы материал взяли в работу, – на карточке должны стоять фамилия и имя солдата. Без них самый интересный сюжет станет бесполезным.
С каким бы носителем информации – фотографией, кинохроникой или записью голоса – ребята ни работали, они всегда указывают место и время съемки, ее автора, подробный сюжет. Они всегда очень пристально просматривают кинопленку, прослушивают фон записи фронтового радио. Так ищутся дополнительные «улики», которые помогли бы потом идентифицировать солдата. Людей с распространенными фамилиями в базах данных тысячи. Нужно знать, какое у солдата было звание, чем он был награжден, летом или зимой с ним встречался журналист, к какому роду войск он принадлежит. После того как в архиве собрано достаточно материала, приходит время ответа на вопрос – кем был этот солдат?
На этом этапе ребята начинают поиск по общедоступным базам. Если человек воевал всю войну, большая вероятность, что он отмечен хотя бы одной наградой, и тогда его найдут на сайте «Подвиг народа». Если был призван в начале войны, возрастает вероятность, что он сразу погиб и своих наград получить не успел. Тогда его ищут в базе безвозвратных потерь ОБД «Мемориал».
Установив личность солдата, ребята начинают искать его родственников. И тут на помощь приходит Интернет. Очень помогает сайт Бессмертного полка. А если найти солдата ни в одной из открытых баз не удается, ребята пишут его однофамильцам в социальных сетях. Часто земляки солдата, носящие его фамилию, оказываются и его родственниками. Ну а если и соцсети не помогают, звонят в районные архивы, советы ветеранов, местные школы. Им даже в полиции помогают, отправляют участковых по окрестным деревням опрашивать жителей. «Никогда еще мы не встретили отказа в просьбе – ни на Дальнем Востоке, ни на Кавказе, ни на Крайнем Севере», – говорит Константин.
Сегодня на счету проекта «Алексей, Алешенька, сынок...» более 50 возвращенных домой солдат. Передать фотографию семье солдата Константин обычно доверяет новичкам. Это волнующий момент. На них направлены сотни взглядов, журналистские камеры, полные ожидания глаза родственников солдата – что они сейчас увидят на фотографии? «К мальчику или девочке подходят плачущие, часто уже очень пожилые люди. Обнимают их, говорят столько слов благодарности, сколько, возможно, те в своей жизни еще никогда не слышали. И тогда ребята начинают понимать, насколько на самом деле важна их работа», – делится учитель истории.
Кто они, солдаты, облики и голоса которых московские подростки вернули их родным?
ТАНКИСТ СЕРГЕЙ КАРИН
На снимке в пустом сельском клубе – строгая немолодая женщина. У нее в руках портрет. Позади, на пустых рядах кресел, стоят другие портреты – собравшиеся на Бессмертный полк. Павшие солдаты Великой Отечественной встречали сослуживца, вернувшегося домой.
На портрете – Сергей Кононович Карин, держит фотографию его дочь Любовь Сергеевна Генералова. Костя и его ребята на этот раз нашли солдата по голосу. Помимо архива кино- и фотоматериалов в Москве есть и архив фонодокументов. Военные корреспонденты выезжали на фронт и брали для радио интервью у отличившихся в бою бойцов. Одним из них оказался старший лейтенант, командир экипажа тяжелого танка КВ Сергей Кононович Карин. На записи 1942 года он рассказывал журналисту, как прошел бой, в котором его экипаж уничтожил 40 фашистов. Через два месяца после этой записи Сергей Кононович погибнет. В 2019 году московские школьники обнаружат пленку в архиве. Для Сергея Карина начнется путь домой.
Личность танкиста ребята установили быстро. Свои первые награды он получил уже в начале войны. В те годы медали вручали редко, значит, Сергей Карин был заслуженным командиром. По базе данных «Подвиг народа» юные историки нашли в селе Суна Зуевского района Кировской области родную дочь лейтенанта. Созвонились с ней, договорились о встрече, но ничего не сказали про свою находку. Любовь Сергеевна призналась, что никогда не видела папу. Родилась в 1939 году, а отец, кадровый военный, ушел в армию. Когда он погиб, мама довольно быстро вышла замуж за другого мужчину. В семье не было фотографии отца, дочь даже не знала, когда у него день рождения. Ушел на войну, погиб – и все. «И так это все грустно выглядело, что мы уже не могли просто приехать, передать запись и этим ограничиться», – признается Константин.
Так что после РГАКФД ребята поехали еще и в Архив Министерства обороны. Там нашлась учетно-послужная карточка Сергея Кононовича. А на карточке – наверное, единственная сохранившаяся фотография Карина. Там же была его биография. Начиная с даты рождения и заканчивая рассказом о командных курсах, которые он прошел накануне войны. Всю историю жизни танкиста Карина поисковики уместили на двух листах. Для почти стертого из семейной памяти солдата – очень много.
А еще ребята попросили волгоградских поисковиков съездить к братской могиле, где похоронен Сергей Кононович. Те записали видео, обратившись у обелиска к дочери солдата. Запечатали в гильзу взятую с могилы горсть земли и отправили в Москву. А москвичи привезли ее под Киров. «В день нашей встречи мы устроили дочке солдата настоящее свидание с папой», – с гордостью рассказывает Константин. Сначала ей рассказали всю его жизнь. Потом она впервые в жизни увидела его, обнаружив удивительное сходство. Затем произошло невозможное: Любовь Сергеевна услышала глуховатый отцовский голос. И наконец, ей вручили гильзу с землей с отцовской могилы.
В день встречи Любовь Сергеевна почти все время молчала. Твердила только: «Ничего не помню. Мне было 2 года, когда он уходил». А на следующий день, когда ребята уже возвращались в Москву, им позвонила директор Сунского Дома культуры, где проходила встреча. Любовь Сергеевна спозаранку прибежала в ДК: «Я только дома осознала, что нашла отца!», и женщины проплакали весь день, вспоминая погибших односельчан.
КОМАНДИР БОМБАРДИРОВЩИКА МАША ЛАПУНОВА
«Эта фотография мне очень дорога», – признается Костя. На снимке молодая девушка за штурвалом самолета оглядывается через плечо. Даже обозначившаяся на переносице легкая морщинка не портит ее суровой красоты. Может быть, Маша, летчица Мария Михайловна Лапунова, сердится, что военный корреспондент отвлекает ее перед боем? На карточке надпись: «Октябрь 1943 года». 22 октября 1943 года Мария Лапунова погибнет. «Фотографии, сделанные за несколько дней до смерти, отличаются особой пронзительностью, – считает Костя. – Будто на лице солдата записана его судьба». Машу он нашел в архиве, ящик «летчики». Он еще не знал, подписана ли эта фотография и смогут ли они взять ее в работу. Но мурашки по спине у него побежали сразу, признается Костя: «Это был прощальный взгляд».
Они пересняли фотографию, прочитали о Марии Лапуновой все, что только можно было найти в Архиве Министерства обороны, и в одной из школ Великого Новгорода последний снимок Маши получила в руки ее родная племянница.
Но на этом история красивой девушки с фотографии не закончилась. Мария Лапунова была пилотом бомбардировщика «Петляков-2», «пешки», как в шутку называли эти самолеты. 22 октября 1943 года ведущая правого звена летчик Лапунова вылетела бомбить крупный железнодорожный узел Киреево, на границе России и Белоруссии. Заходя на цель, бомбардировщики попали под сильный заградительный огонь немецких зениток: боевые товарищи писали в рапортах, что в воздухе насчитывалось до 200 разрывов одновременно. Один из снарядов попал в самолет Марии. Сначала экипаж, развернув машину, пытался дотянуть через линию фронта до своих. Но бомбардировщик загорелся, резко пошел вниз, потом перешел в неуправляемое пике и врезался в землю. Летчики сопровождения, описавшие гибель Маши, точно указывали, между какими деревнями это произошло. Один из членов экипажа, пишут свидетели боя, выбросился с парашютом, но его отнесло к немецким позициям. И поскольку никто из летчиков в родную часть не вернулся, они все считаются погибшими 22 октября.
Но Константин Тимченко и его ученики намерены довести историю Маши Лапуновой до конца. Может быть, это она выпрыгнула с парашютом? Тогда какова ее судьба? Они собираются изучить документы немецких частей, которые стояли тогда в районе Киреева, проверить донесения октября 1943 года – брали ли немцы в плен парашютиста? Поскольку здесь проходила передовая, немецкая разведывательная авиация многократно фотографировала этот район. Поисковики заказали эти трофейные снимки в американском архиве – ребята надеются разглядеть на них воронку от самолета, чтобы потом организовать в этом месте раскопки. Пусть Маша вернется к живым не только фотографией, но и местом памяти.
СНАЙПЕР КИРИЛЛ БАТУМ
Передо мной – кадр кинопленки. На ней – эвенк, охотник и легендарный снайпер Кирилл Батум. Сюжет короткого кино постановочный. Сделали из травы манекен, будто на другом берегу ручья сидит немец. Кирилл Батум вычисляет врага и убивает его. У военкора было нелегкое задание: работу снайпера не покажешь вживую, пришлось идти на хитрость. Кирилл Батум уничтожил более 60 фашистов, получил медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. А через полгода после того, как была сделана эта съемка, Кирилл погиб под украинским городом Изюмом.
Родом Кирилл Батум был из Ванинского района Хабаровского края. Константину Тимченко и его ребятам удалось найти школу, где учился известный снайпер, откуда он уходил на войну. Школа маленькая, чуть более 40 учеников, но местные ребята помнят Кирилла Батума. В школьном краеведческом музее есть уголок его памяти. Во время телемоста, который юные историки устроили для передачи фотографии, их ванинские сверстники читали военные письма Кирилла Батума своим односельчанам. Москвичи узнали, что легендарный снайпер, оказывается, однажды был в их родном городе. За отличную учебу его до войны наградили поездкой в столицу. Он прошел по ВДНХ, посмотрел столичные музеи. Но больше юного эвенка тогда поразили московские лифты – он писал, что был готов кататься в них целыми днями.
Для фотографии Костя Тимченко и его ребята выбрали стоп-кадр, на котором Кирилл Батум вглядывается куда-то вдаль. Они соединили его с кадром из телемоста, где сестра и племянница солдата так же пристально вглядываются в экран. Получилось, будто близкие люди пытаются разглядеть друг друга сквозь разделившую их завесу в 77 долгих лет. Сестра Кирилла Батума через три месяца после этой встречи умерла. Дождалась последнего известия от своего брата и ушла к нему.
РАЗВЕДЧИК АЛЕКСАНДР ЖУКОВ
Два следующих кадра, которые показывает мне Костя, открывают страшную повседневность войны. Похоже, оператор случайно оставил камеру включенной, иначе ничем не объяснить тот совсем непарадный сюжет, который он заснял. В кадре останавливается подбитая бронемашина, к ней подбегают солдаты и вытаскивают только что убитого старшину роты разведки Александра Жукова. У старшины в голове рана от осколка, из нее течет кровь. Солдаты бережно кладут Жукова на землю, снимают пилотки, в скорбном молчании склоняют головы, вытирают слезы.
Перед тем как передавать родным Александра Жукова пленку, Костя Тимченко спросил у внучки Александра Николаевича, точно ли она готова увидеть страшные кадры, на которых дедушка погиб несколько минут назад. Она сказала: «Да, это очень тяжело, но такая пленка должна быть в домашнем архиве, чтобы внуки и правнуки видели, какой дорогой ценой нашей семье и нашей стране далась Победа».
Тогда ребята впервые нарушили традицию. Они попросили Людмилу Ивановну сфотографироваться не с найденной фотографией, а с той, где дед живой.
САПЕР ХРУСТАЛЁВ
Истории, которые стоят за найденными в архиве фотографиями, порой складываются в почти литературные сюжеты. В руки ребят однажды попала серия из двух фотографий, которая была подписана: «Боец Хрусталёв в освобожденной деревне Пашниково встречает свою семью». На ней солдат в ушанке и шинели целует маленького мальчика, сидящего у него на руках. Понимая, момент какого человеческого счастья запечатлел фронтовой фотограф, Константин и его помощники решили выяснить – что же это за Хрусталёв и что за деревня Пашниково?
Они искали Хрусталёва среди мертвых – в ОБД «Мемориал». Не нашли. Искали среди награжденных на «Подвиге народа» – безрезультатно. Надпись на фотографии подсказывала: «Бельский район, Смоленская область». Тогда они напрямую написали в газету города Белого, «Бельскую правду». Ребята отослали фотографию, описали историю бойца Хрусталёва: «Ищем родственников солдата, помогите!» Москвичи ждали ответа несколько месяцев, им никто не ответил, и за чередой новых судеб история Хрусталёва начала понемногу стираться. А через полгода в школу №185 пришел конверт, в конверте – вырезка из газеты. «Бельская правда» за 1968 год.
Оказывается, местные школьники, краеведы, историки не оставили историю бойца Хрусталёва без внимания. «Они вручную пролистали подшивки газеты за 47 лет, представляете? – с восхищением от гражданского поступка неизвестных ему людей говорит Константин. – И нашли очень подробное описание встречи, запечатленной на фотографии».
Оказалось, Василий Хрусталёв жил в городе Белом со своей женой и тремя детьми. Он ушел на фронт, а жена оказалась в оккупации. Василий знал, что семья в оккупации живет в каком-то селе в Бельском районе, но связь с близкими была потеряна. Когда воинская часть Хрусталёва гнала фашистов на запад, во всех деревнях, которые они освобождали, Василий искал свою семью, не зная, живы ли они. Однажды, когда они вошли в очередную освобожденную деревню, Хрусталёва кто-то окликнул: «Там в землянке женщина с тремя детьми. Не твоя ли?» Оказалось – его. Случившийся рядом военкор запечатлел эту встречу. Василию Хрусталёву дали 8 часов на свидание с семьей, и он ушел дальше на запад. Но история эта закончилась грустно. Жена не дождалась Василия. Даже после освобождения жизнь на бывших оккупированных территориях была очень тяжелой. Люди голодали, не было медикаментов, и жена Василия, заболев, умерла летом 1944 года. Василий вернулся домой и один вырастил детей, а в 1968 году журналисты «Бельской правды» написали о нем материал.
СЕМЬЯ ПАРТИЗАНА
Самую трагичную фотографию ребята обнаружили в архивном ящике с надписью «партизаны». В кадре исхудавшая женщина держит на руках изможденного ребенка. Трое донельзя оборванных детей постарше стоят с ней. Надпись на обороте: «Семья партизана деревни Лагеревки Орловской области А.Е. Тарасова, замученного немцами, на одном из московских вокзалов с сыном на руках, которому немцы выкололи правый глаз. Москва. 11.1942 г.». Не солдаты, но те, ради кого солдаты и партизаны шли в бой.
Константин Тимченко и его ученики сумели воссоздать историю партизанской семьи. Отец семейства, Алексей Тарасов, до войны был председателем колхоза «Лесной простор» деревни Лагеревки в Орловской области. Когда пришли фашисты, ушел в партизанский отряд. Предатель выдал карателям его семью. Немцы пришли к Тарасовым в дом и начали допытываться у хозяйки, где прячется ее муж. Женщина молчала. Тогда, чтобы развязать ей язык, каратели выкололи глаз ее годовалому ребенку. Немцы пообещали вернуться на следующий день. Партизаны в ту же ночь вывезли Тарасовых сначала в лес, а потом отправили самолетом через линию фронта. Так семья оказалась на одном из московских вокзалов (в столице жили дальние родственники), где и попала в объектив фотографа. Маленький мальчик, сидящий на руках у мамы, так и не смог оправиться от ран войны: после ранения рос болезненным. Семью не завел и умер, не дожив до 40 лет. А две девочки с этой фотографии живы и сейчас.
Получать фотографию в музей 185-й школы приезжал сын девочки, которая стоит справа. Он объяснил, что мама не хочет вспоминать войну. Она тогда была уже подростком и помнит многие страшные вещи. Ее дети и внуки знали, что их род едва избежал гибели, но о существовании фотографии не подозревали. У седого человека стояли на глазах слезы, когда ему вручили фотографию мамы и бабушки. Но история на этом не закончилась. В семьях выживших детей находка вызвала потрясение. Внуки партизана решили во что бы то ни стало узнать судьбу деда. Они забросали письмами Брянский областной архив и в итоге нашли документ, который сообщал, что Алексей Тарасов погиб в бою во время очередной облавы. Он был похоронен с почестями в братской могиле. А дети и внуки, ради которых он погиб, продолжают его линию жизни…
ЛИЦА ГЕРОЕВ
12 августа 2016 года, в 75-ю годовщину гибели прадедушки, Костя повез своих еще совсем маленьких тогда сыновей, 5 и 6 лет, на место последнего боя их прапрадедушки. До поля нужно было идти пешком 8 километров. Младший сын, Даня, весь путь просидел в рюкзаке, старший, Дима, – под дождем, искусанный комарами – шел рядом. «Ты устал?» – спросил отец. «Да, папа, устал. Но прапрадедушка на войне тоже уставал. И терпел. Вот и я терплю», – ответил сын, и лейтенант Филимонов чуть заметно улыбнулся ему из своего небесного далёка…
…Когда снова наступит День Победы и страна выйдет на свой Бессмертный полк, вместо 50 белых квадратов в его нескончаемом потоке точно будет 50 новых лиц, извлеченных из архивных бездн 15 по-взрослому достойными уважения подростками и их настоящим учителем истории.