В последнее время по Сети разгоняются тезисы из текста о том, что принимать Далай-ламу это конституционное право российских буддистов и нечего слушаться Китай если он против. Тут на ум несколько соображений приходят:
1. Обеспечить приём Учителю (да ещё такому высокому как Далай-лама) для ученика-буддиста действительно большая радость и заслуга. Но сколько раз Далай-ламы приезжали в Калмыкию до 1950 года когда в Тибет пришли коммунисты "и всё испортили"? Да даже до 1917 го, пока коммунисты вообще оставались маргинальной организацией, а Российской Империей, правил мудрый и покровительствующий буддизму Белый Царь?
Правильный ответ - ни разу. Даже когда в 1904-м британцы оккупировали Лхасу еле договорились, чтобы он уехал в Ургу - нынешний Улан-Батор. Прибытие Его Святейшества к единоверцам в России могло спровоцировать недовольство Британии и того же Цинского Китая, так что его визит в Россию даже серьёзно не обсуждался.
2. Вообще принятие прибежища и буддийская практика - не абонемент на мероприятия с Учителем, а шаг на пути, когда повидаться с ним и получить его благословение - следующий этап, который может произойти в этой жизни, а может и в следующей. В старые времена даже тибетцы, особенно живущие на окраине страны могли увидеть Далай-ламу крайне редко. А уж путешествие из Бурятии/Калмыкии было уделом немногих, к тому же сопряжённым со многими трудностями и даже угрозой гибели.
Сейчас есть возможность смотреть учения чуть ли не в режиме реального времени, да и поездка в Индию - вопрос денег и визы. Это, конечно, часто тоже проблемы. но несравнимые с теми, с которыми сталкивались паломники лет сто назад.
3. Нынче конечно ещё ковидные ограничения вмешиваются. Но они не только буддийских мероприятий касаются. Поэтому именно сейчас сокрушаться от невозможности принять Далай-ламу - странно.
4. Вдвойне странно поскольку прямо в эти дни ситуация в тибетских горах балансирует на грани кровопролития. Можно, конечно, организовать "пастырский визит", чего уж, воздушное пространство над Калмыкией из Пекина не перекрыть. А вот втихушку проспонсировать вооружённую провокацию где-нибудь на границе условной Южной Осетии китайцам вполне по силам. Зачем подвергать непонятным рискам наших сограждан, которые, вполне возможно, к буддизму совсем равнодушны?
5. Самый важный по значению пункт, но поставил его последним. поскольку он не требует никаких востоковедных вводных. Он ситуации со всеми конституционными правами касается. Право то есть, но где сказано что оно именно XIV Далай-ламы касается и именно сейчас?Вот решится тибетский вопрос и устроит всех непосредственных участников - тогда и препятствий никаких. А пока право есть, но воспользоватся - это ещё множество условий должно сойтись. Это сродни тому, что для реализации права на пенсию нужно жить всё дольше и дольше, или чтобы быть избранным - собрать подписи, да не абы как, а по форме, а то и пройти непонятный и неподконтрольный ничему муниципальный фильтр.
В общем, считаю, что переживать из-за невозможности визита Далай-ламы сейчас совсем ни к чему. В конце концов всех нас в сансаре ждут старость, болезнь и смерть так что из-за чего переживать всегда найдётся...