Найти тему

Ты меня сделала бедненьким!

Как-то к нам долго в гости не ходил мой двоюродный внучок Сашка.

А затем пришел и спрашивает: "Соскучились? Вам без меня пусто было? Не хватало? Я же два месяца не приходил".

-2

Фразу:"Без тебя было пусто" Сашка услышал от своих родных, когда на несколько дней ушел гостить к бабушке Лене. Вот и от нас он захотел тоже услышать, что мы по нем скучали. А, может, и не предполагал другого.

"Да, Саша, нам тебя не хватало, очень скучали по тебе. Виделись, когда дедушку Вову поздравляли на 9 мая и всё".

"А, да, тогда мы виделись,- говорит Сашка,- и всё".

"Как ёжик, которого я тебе передавала, вкусный был?"

"Да, вкусный".

-3

"Захожу я в кондитерскую "Мадам Бизе",- рассказываю Сашке историю(о которой вы уже знаете), - а там на меня этот ежик смотрит, и говорит:"Возьми меня, купи Саше". Я и купила".

"А ты, тетя Ксюша, в сторону отошла бы, чтобы он на тебя не смотрел",- улыбается внучок.

"Нет, я не хотела в сторону отходить, хотела тебя порадовать".

"Да, ты меня порадовала ежиком".

Во время поглаживания по голове у Сашки вдруг нащупываю непонятную ранку. Выглядит она странно, пугаюсь, что это может быть клещ, которых я целых две штуки года два с половиной назад находила у него в голове.  Вытаскивала их моя сестра. Пытаюсь вытаскивать, Сашка кричит:"Это не клещ, это я у бабушки Лены в ванной ударился".

Но мне ранка кажется странной. Сестра скидывает, как можно вытащить клеща штрицом. Я пробую, не получаются.

"Наверное не клещ",- думаю.

Сашка кричит: "Больно!"

Я перестаю:"Бедненьким мой, не буду больше".

И тут внучок выдает гениальную фразу: "Ты меня сделала бедненьким!"

Какое понимание причинно- следственной связи!

Меня такой его вывод порадовал. Я не отношусь к сторонникам идеи, что поступки других людей в отношении меня нужно вешать в зону своей ответственности.

Так и Сашка четко сформулировал в: "Ты меня сделала бедненьким" то, что не ОН упал, ударился, а я, думая, что у него в голове клещ, сделала ему больно. Попутно ещё и не поверив ему.

"Да, Сашуль, - говорю, ты прав. Я тебе сделала больно. Боялась, что у тебя там клещ, переживала за тебя и перестаралась. Причинила тебе боль. Извини, я не хотела, чтобы тебе было больно. Хотела тебе помощь".

В общем, как у Черномырдина

Хотели, как лучше, получилось, как всегда

"Угу, - говорит Сашка,- больше не делай мне так".

Но уже видно, не сердится.

"Хорошо, не буду".

И мы пошли играть.

А я подумала: как важно детей учить не только понимать свои чувства и регулировать их, но и доносить до детей и свои мысли, чувства.

Чтобы  у них потом не включались такие идеи, как: "Тетя Ксюша мне сделала больно, потому что я плохой", "Тетя Ксюша на меня обиделась, поэтому наказала, сделав больно"...

-4

Говоря четко о том, что происходит, мы и детей учим понимать происходящее и брать на себя то, что нужно взять, но не взваливать на себя чужое дурное настроение, чужие страхи, проекции, которыми другой может захотеть щедро наградить.

А Сашка вчера даже  сам, без моей помощи игрушки за собой убрал. Чего не очень любит делать.

https://www.b17.ru/article/ti_menya_sdelala_bednenkim/

Оксана Танкова, практический психолог, логотерапевт