Как-то к нам долго в гости не ходил мой двоюродный внучок Сашка.
А затем пришел и спрашивает: "Соскучились? Вам без меня пусто было? Не хватало? Я же два месяца не приходил".
Фразу:"Без тебя было пусто" Сашка услышал от своих родных, когда на несколько дней ушел гостить к бабушке Лене. Вот и от нас он захотел тоже услышать, что мы по нем скучали. А, может, и не предполагал другого.
"Да, Саша, нам тебя не хватало, очень скучали по тебе. Виделись, когда дедушку Вову поздравляли на 9 мая и всё".
"А, да, тогда мы виделись,- говорит Сашка,- и всё".
"Как ёжик, которого я тебе передавала, вкусный был?"
"Да, вкусный".
"Захожу я в кондитерскую "Мадам Бизе",- рассказываю Сашке историю(о которой вы уже знаете), - а там на меня этот ежик смотрит, и говорит:"Возьми меня, купи Саше". Я и купила".
"А ты, тетя Ксюша, в сторону отошла бы, чтобы он на тебя не смотрел",- улыбается внучок.
"Нет, я не хотела в сторону отходить, хотела тебя порадовать".
"Да, ты меня порадовала ежиком".
Во время поглаживания по голове у Сашки вдруг нащупываю непонятную ранку. Выглядит она странно, пугаюсь, что это может быть клещ, которых я целых две штуки года два с половиной назад находила у него в голове. Вытаскивала их моя сестра. Пытаюсь вытаскивать, Сашка кричит:"Это не клещ, это я у бабушки Лены в ванной ударился".
Но мне ранка кажется странной. Сестра скидывает, как можно вытащить клеща штрицом. Я пробую, не получаются.
"Наверное не клещ",- думаю.
Сашка кричит: "Больно!"
Я перестаю:"Бедненьким мой, не буду больше".
И тут внучок выдает гениальную фразу: "Ты меня сделала бедненьким!"
Какое понимание причинно- следственной связи!
Меня такой его вывод порадовал. Я не отношусь к сторонникам идеи, что поступки других людей в отношении меня нужно вешать в зону своей ответственности.
Так и Сашка четко сформулировал в: "Ты меня сделала бедненьким" то, что не ОН упал, ударился, а я, думая, что у него в голове клещ, сделала ему больно. Попутно ещё и не поверив ему.
"Да, Сашуль, - говорю, ты прав. Я тебе сделала больно. Боялась, что у тебя там клещ, переживала за тебя и перестаралась. Причинила тебе боль. Извини, я не хотела, чтобы тебе было больно. Хотела тебе помощь".
В общем, как у Черномырдина
Хотели, как лучше, получилось, как всегда
"Угу, - говорит Сашка,- больше не делай мне так".
Но уже видно, не сердится.
"Хорошо, не буду".
И мы пошли играть.
А я подумала: как важно детей учить не только понимать свои чувства и регулировать их, но и доносить до детей и свои мысли, чувства.
Чтобы у них потом не включались такие идеи, как: "Тетя Ксюша мне сделала больно, потому что я плохой", "Тетя Ксюша на меня обиделась, поэтому наказала, сделав больно"...
Говоря четко о том, что происходит, мы и детей учим понимать происходящее и брать на себя то, что нужно взять, но не взваливать на себя чужое дурное настроение, чужие страхи, проекции, которыми другой может захотеть щедро наградить.
А Сашка вчера даже сам, без моей помощи игрушки за собой убрал. Чего не очень любит делать.
https://www.b17.ru/article/ti_menya_sdelala_bednenkim/
Оксана Танкова, практический психолог, логотерапевт