Сольфеджио - это, пожалуй самый важный учебный предмет для любого музыканта - и вокалиста, и инструменталиста. Сильный сольфеджист - это звучит гордо и выглядит супергеройски: он споёт чисто любую мелодию ( в том числе, читая её с листа), он подберёт песню на слух и тут же её гармонизует, то есть подберёт нужные аккорды. Он может как услышать в мелодии вторые - третьи голоса и выделить их, так и может добавить их, сочиняя на хочу. Ну чем не супермен?
Сольфеджио в музыкальной школе включает в себя разбор теории музыки, навык чтения нот с листа, распознавание интервалов и аккордов а так же их небольшие последовательности на слух, написание мелодий, которые задаёт учитель, нотами, а также умение петь несложное двух- и трёхголосие. Сольфеджио тренирует музыкальный слух и развивает у ученика навык слухового анализа. Предмет очень интересный а главное - полезный!
Но мне лично я уж не могу и сосчитать сколько людей сказали, что либо они сольфеджио "не понимали", либо "терпеть не могли", либо "бросили из-за него музыкалку".А те, кто не бросили музыкалку, считали сольфеджио главным кошмаром своего детства. Почему так?
Я думаю, что хотя сольфеджио - предмет местами непростой, он всё-таки доступен для понимания каждому ребёнку. Просто надо правильно всё объяснить на правильном материале. И желательно терпеливо, интересно и с душой.
Когда я сама училась в музыкальной школе, я застала советские учебники по сольфеджио. Они мне казались ужасно скучными. Те мелодии, которые там приводились как примеры - в основном из классики или народных песен, они были бесспорно качественным материалом, но интереса у детей не вызывали ( я это и как педагог, преподававший сольфеджио отмечаю, а не только по себе сужу). То есть программа не была приспособлена под интересы ребёнка. Ребёнок становился способен оценить эти примеры лишь спустя годы и набравшись музыкального и жизненного опыта. И получается, что из-за бесконечных, но скучных в силу возраста заданий терялся интерес к предмету в целом.
Второе - психологический фактор. Многие взрослые, у которых в детстве сольфеджио вызвало сильный стресс, говорили, что им объясняли непонятно, и кроме этого, педагоги давили на учеников, и пытались добиться от них результатов строгостью, граничащей с жёсткостью и давлением. Без поправки на возраст детей, без игровых элементов... да так любой предмет можно превратить в каторгу!
Однако, в моей личной практике встречались и блестящие педагоги-сольфеджисты, которые практиковали подход на основе увлечения учеников предметом. Они объясняли простыми словами сложные вещи, и добивались понимания учениками самых абстрактных структур. И ученики творили чудеса на уроках! Так что в сольфеджио существуют и прекрасные учителя, и интересные материалы, которые они дают и результативные методы.
Сольфеджио - не самый страшный и не самый сложный предмет. Просто нужно найти интересные для себя материалы и правильного педагога. А добротная база сольфеджио будет вам сильным подспорьем в музыкальном развитии.
Был ли у вас опыт изучения сольфеджио? Поделитесь в комментариях!
Спасибо за лайк и за то, что вы со мной!