Британец Давид из Эшби, доминиканский монах, проведший в Улусе Джучи одиннадцать лет, с 1260 года, и занимавшийся там вопросами освобождения пленников-христиан, писал:
"Вот каких правил и установлений они (монголы - ИО) придерживаются. Первое правило заключается в том, что каждый сам изготовляет для себя то вооружение, которое они используют, а именно луки, кольчуги, щиты, стрелы, панцири (в данном случае речь может идти о доспехах и з кожи - ИО) и прочие вещи, которые им необходимы" (Давид из Эшби. Деяния татар // Книга странствий. 2006 ).
И это не является выдумкой: о том, что монголы не только были обязаны сами для себя делать оружие, но и делали его, говорят многие авторы тех лет. Об этом же, в принципе, писал и один из чиновников Хулагу, Ата Малика Джувейни:
"они приготовляют все, что потребуется ..., от различного оружия и снаряжения до знамён, иголок, верёвок, верховых и вьючных животных, таких как ослы и верблюды, и каждый должен предоставить свою долю собранного своему десятку или сотне" (Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан – История Завоевателя Мира. 2004).
Впрочем, список этого оружия был довольно незамысловат. Как писал глава папской дипломатической миссии в 1245 - 1247 годах Джованни дель Карпине,
"Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука или по меньшей мере один хороший и три больших колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия" (Джованни дель Плано Карпини. История Монголов //Путешествия в Восточные Страны. 1997).
Однако большую армию на самообеспечение оружием не поставишь, а потому в Великой Ясе Чингисхана можно прочитать о том, что
"Ко времени начала похода каждый воин должен получить оружие из рук начальника, которому он подчинён. Он обязан содержать его в исправности и перед сражением предъявлять на смотр своему начальнику" (Хара-Даван Э. Чингисхан. Великий завоеватель. 2008).
Для подобной операции должны были быть созданы соответствующие арсеналы, которые и упоминаются уже при Чингисхане.
Пополнялись же они разными путями, которые зависели от, так сказать, складывающейся ситуации: если в начале монгольских завоеваний, это была преимущественно контрабанда, то в период активных боевых действий в арсеналы поступало трофейное оружие, захваченное при взятии таких крупных оружейных центров, каким, например, был Хорезм, в котором
"оружия...и снаряжения татары захватили столько, что сами стали богаты, а их вьюки тяжелы" (Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. 1979).
При этом, трофейное оружие было ценной добычей: когда командовавший обороной Ходжента военачальник, видя что город скоро падет, попытался вывезти городской арсенал, монголы преследовали его до тех пор, пока не отбили его.
Впрочем, немало усилий монголы прилагали и для того, чтобы наладить собственное производство. Так, уже в 1240 году из Китая были вывезены и поселены в Каракоруме ремесленники. Как писал китайский миссионер, побывавший там между 1246 и 1247 годами,
"На юго-восток от озера есть временный дворец Царевны. ... На восток от дворца расположены жилища крестьян и мастеровых, составляющих нечто в роде селения" (Палладий. Путевые записки китайца Чжанъ дэ хой во время путешествия его в Монголию в первой половине XIII столетия // Записки Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Кн.IX–X. 1867).
Эти слова подтверждаются раскопками. Так, при раскопках Каракорума был обнаружен ремесленный квартал, в нижнем культурном слое которого выявлены следы железообрабатывающего производства: на небольшом участке располагалось около десяти металлургических горнов. Подобные производства были обнаружены и при раскопках других монгольских городищ.
Впрочем, первые попытки создать собственные "оружейные фабрики" предпринимались еще во времена Бату, причем работали на них европейцы, захваченные в Венгрии в 1241 году. Так, говоря о 600 пленниках, взятых монголами в Трансильвании, Вильгельм де Рубрук, фламандский посланник, писал:
"Когда я прибыл ко двору Мангу-хана, то узнал, что сам Мангу перевел их (пленных трансильванцев - ИО) с позволения Бату к востоку, на расстояние месяца пути от Таласа, в некий город по имени Болат, где они копают золото и делают оружие" (Гильом де Рубрук Путешествие в восточные страны // Путешествия в Восточные Страны. 1997).
Однако не забывали монголы и о контрабанде. В этом смысле показательно, хотя весьма курьезно смотрится история, описанная у Матвея Парижского: во время европейской кампании 1241 года группа купцов-иудеев решила тайно доставить оружие монголам:
"купили они мечи, ножи, а также кольчуги, какие могли приобрести, и тщательно спрятали их в бочках, дабы надежней замаскировать свое коварство. ... Но страж моста, не поверив заявлению иудеев, проколол одну бочку, но из нее не просочилось никакой жидкости. Тогда, убедившись в злом умысле, он сорвал обручи и разбил эту бочку, и оказалось, что она наполнена разным оружием. И он воскликнул: "О, неслыханное предательство! И как только терпим мы таких среди нас?" И тут же он сам и остальные, которых привлекло его изумление, тотчас разбили все другие бочки и, обнаружив, что они наполнены кельнскими мечами без рукоятей и лезвиями ножей, аккуратно и плотно уложенными, всем явно показали скрытые махинации и неслыханное коварство иудеев, более желавших помочь врагам мира, как говорилось, крайне нуждавшимся в оружии" (Матузова В. Английские средневековые источники IX–XIII вв. 1979).
Источник: Кулешов Ю. Оборот оружия в Золотой орде // Золотоордынская цивилизация, №7. 2014)
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!