Знаете ли вы, что основатель группы My Chemical Romance Джерард Уэй никогда не мечтал играть в группе? Работой его мечты было создание комиксов. Но хоть большинство из нас знает Джерарда именно благодаря музыке, его комиксы тоже нашли свою аудиторию. Да что и говорить, даже гигант кинопроизводства Netflix экранизировал «Академию Амбрелла» – комикс, над которым музыкант долгие годы работал вместе с художником Габриэлем Ба.
Вы еще сомневаетесь, приступать ли к просмотру «Академии Амбрелла», а того факта, что это детище Уэя, вам недостаточно? Долой сомнения, ведь эта история - свежий взгляд на супергеройские саги, нетипичный рассказ о людях со сверхспособностями, которые, в общем-то, супергеройского впечатления не производят. Не Marvel, однозначно. Семеро главных героев подкупают не пафосным бесстрашием и неуязвимостью, а кое-чем другим. Всех их, родившихся одновременно в разных уголках света, усыновляет таинственный человек Реджинальд Харгривз и создаёт академию, где развивает их способности и учит быть супергероями. Но ведь профессор Икс занимался тем же самым! Ну, можно сказать, цель у этих персонажей одна – обучить своих подопечных управлять своими силами – только вот Ксавье в левитирующем кресле выступает в роли настоящего героя, гения и борца за права мутантов, а вот Реджинальд – герой настолько малоприятный, что по сюжету даже собственные дети от него разбежались. С ролью отца у него справиться не получилось, и повзрослевшая семерка в конце концов оставляет академию, чтобы мирно жить вдали от супергеройских вылазок и друг от друга. Кстати, если тут вы заподозрили схожесть с кое-каким другим комиксом, то вы совершенно правы. Джерард очень любил «Хранителей», даже в альбоме «Three Cheers For SweetRevenge» есть отсылки к сюжету. Когда наши герои узнают о смерти отца, им приходится снова собраться вместе, чтобы выполнить главную миссию, к которой их и готовил Реджинальд: разгадать тайну его гибели, не допустить наступления апокалипсиса и все же научиться быть семьёй. Только вот мало того, что все они между собой разругались, так ещё и совершенно не хотят ни мир спасать, ни мириться. Но выкручиваться им всё же придётся.
Звучит интересно? Киноделам из Netflix тоже понравилась эта история, да настолько, что на сегодняшний день вышло уже два сезона сериала по мотивам комиксов, а Джерард Уэй не только принял участие в разработке сценария, но и написал несколько песен в качестве саундтрека. Конечно, любая киноадаптация, а в особенности адаптации от Netflix, зачастую не просто урезают оригинальное произведение, чтобы уместиться в хронометраж, но и полностью переосмысливают первоисточник. Меняют историю на свой лад (вспомним... точнее забудем киноверсию «Тетради смерти»). Но, что удивительно, в случае с «Академией Амбрелла» изменения пошли сюжету только на пользу.
Давайте попробуем собрать расхождения между оригинальным сюжетом в бумажном комиксе и его телеверсией. Начнём с главных героев. Их семеро: в сериале их называют по номерам и именам.
Номер 1 – Лютер, в комиксе он Космобой
Номер 2 – Диего, он же Кракен
Номер 3 – Эллисон или Слух
Номер 4 – Клаус, Сеанс
Номер 5 в сериале остался Пятым, в комиксе – Мальчик
Номер 6 – Бен, Ужас
Номер 7 – Ваня, она же Белая Скрипка.
Но в сериале изменили не только имена героев. Их поступки и влияние на сюжетную линию тоже расходятся с первоисточником. И хотя фанаты комиксов могут вполне справедливо сетовать, мол, «неканон», но сценаристы сериала сделали все возможное, чтобы раскрыть каждого героя, каждого наделить своей предысторией, характером и показать их изменения на протяжении двух сезонов. А в том же комиксе, например, некоторые из них просто пропадают с радаров: ни Бен, ни Ваня не развиваются как отдельные личности, а выступают как художественные инструменты: первый создает ауру таинственности, вторая же служит лишь инструментом для продвижения сюжета. А вот Netflix сделал из них запоминающихся героев.
Чем же их сериальные версии так полюбились зрителям? Осторожно, дальше возможны спойлеры. Главное отличие между сериалом и книгами: причина того самого апокалипсиса, который должна остановить наша семерка, и который следует за ними по пятам через пространство и время – Ваня, Белая Скрипка. Она самая сильная из приемных детей Реджинальда, который настолько боялся её, что убедил и её, и остальных, что она – самая обыкновенная и никакими способностями не обладает. Ваню никогда не учили управлять ими, поэтому в конце концов эту дамбу прорвало. Испытав сильное эмоциональное потрясение, Номер Семь убивает своего возлюбленного, ранит сестру и устраивает апокалипсис Во втором сезоне героиня Эллен Пейдж снова оказывается в эпицентре событий, тогда как в комиксе грядущий конец света происходит уже не по её вине. После того, что случилось Ваня оказывается прикованной к постели и вообще не участвует в дальнейших событиях.
А что же Бен? Один из самых печальных сюжетных поворотов комиксов – смерть Бена. И на этом всё. Он больше никак не фигурирует в сюжете. О причине, кстати, не упоминается ни в комиксе, ни в сериале. У другого героя «Академии», Клауса есть способность общаться с мертвыми, и Бен всюду следует за ним, а во втором сезоне даже ненадолго вселяется в него и разговаривает со своими братьями и сестрами. А вот в комиксе никакого Бена нет. Но зато в сюжете Netflix он – один из главных героев, который играет довольно важную роль в событиях второго сезона. Именно он останавливает Ваню, которая уже во второй раз чуть не устроила конец света.
Другие члены семьи Харгривзов не менее важны. В комиксах каждый из них идёт по своему пути, в сериале же они действуют сообща. В конце первого сезона Номер Пять, способность которого – путешествия во времени, прыгает в прошлое вместе с остальными Харгривзами, чтобы спасти мир от конца света. Но, как всегда, что-то идёт не так, и братья и сёстры оказываются разбросанными во времени, но уже в Далласе, и встречаются только в 1963 году. А вот в комиксах этого вообще не происходит.
Не секрет, что в сериалах от Netflix освещаются многие темы, которые волнуют весь мир. И «Академия Амбрелла» не стала исключением. Чернокожая героиня Эллисон, например, стала репрезентацией движения Black LivesMatter в сериале. В Далласе в ожидании встречи с братьями и сестрами Эллисон времени зря не теряет. Она попадает в самый разгар протестов против расовой сегрегации в обществе, и принимает активное участие в этих событиях. Что и говорить, Netflix никогда не упустит возможность использовать свои кинопродукты как трибуну для социально-политических высказываний. Хорошо это или плохо – судить вам.
Кстати, антагонисты первой книги комиксов и первого сезона, Ча-Ча и Хейзел, вместо двух хладнокровных мужчин-киллеров, предстают дуэтом харизматичной афроамериканки Ча-Ча и Хейзела, который влюбляется в официантку и ради неё бросает свои преступные дела (в комиксах этого не происходит). Впрочем, удивляться не приходится, у нас же всё-таки Netflix.
Есть много, много других различий между комиксами «Академия Амбрелла» и сериалом, как и в любой киноадаптации. Во втором сезоне их больше, даже сам сеттинг не такой, как в книгах комиксов. Но это и делает их достойными чтения, а сериал – достойным просмотра. Netflix вплетает в сериал аллюзии на современность, раскрывает героев с другой стороны, нежели в комиксах, а некоторых героев, которых несправедливо позабыли в оригинале, ставит на первые позиции в сюжете. Зато история в комиксах – это оригинальный сценарий Джерарда Уэя, который по достоинству могут оценить не только фанаты My Chemical Romance. И хоть комиксы в России, по словам Мединского, – «для тех, кто не умеет читать» и «убожество для детей», они уже давно составляют особый литературный пласт и наравне с книгами-бестселлерами становятся лакомыми кусочками для киноадаптаций. И «Академия Амбрелла» – яркое тому подтверждение.