Власти Беларуси отказались от переговоров с Координационным советом оппозиции, который претендует на выражение интересов протестов. По мнению официального Минска, урегулировать кризис в стране поможет конституционная реформа. Ее целью заявлено построение политической системы, «не завязанной на личности». Однако если в штабе Виктора Бабарико также выступают за изменение Конституции, Светлана Тихановская и другие представители оппозиции не признают такой способ урегулирования разногласий в обществе. Когда начнется реформа и какие изменения принесет новая Конституция, в беседе с «Евразия.Эксперт» оценил заместитель председателя РОО «Белая Русь» Александр Шатько.
– Александр Викторович, президент Беларуси Александр Лукашенко предложил провести в республике конституционную реформу. В какие сроки это возможно сделать?
– Я думаю, что не раньше, чем состоится очередное заседание сессии по Конституции, которая открывается как минимум 2 октября. Все-таки некую законность Александр Григорьевич и депутатский корпус соблюдут, назло его противникам.
В конституционной реформе будет сделан упор на разделение власти между парламентом и президентом, то есть будет больше полномочий у парламента. Также сделают упор на развитие политической системы: на политические партии и структуры, которые на следующие выборы должны будут войти в парламент и вести соответствующую работу, и на придание большей самостоятельности местным советам и губернаторам.
– Почему власти выбрали именно проведение конституционной реформы как путь выхода из политического кризиса? Какие еще меры планируется предпринять?
– Эта реформа готовилась уже очень давно и прошла бы при любом раскладе.
Александр Григорьевич еще до выборов говорил о том, что после того, как они пройдут, новый президент и новый парламент будут проводить конституционную реформу. Но время показало, что надо было делать это еще в прошлом году.
– Какие еще меры планируется предпринять?
– На сегодняшний день сторонников альтернативы – так называемого штаба [оппозиции] и других структур – мало интересует та же конституционная реформа, изменения в стране, парламент. Их сегодня интересует только один вопрос – свергнуть власть.
Это больше всего и смущает, потому что, к большому сожалению, даже довольно нерадикально настроенные люди, которые участвуют в различного рода митингах и мероприятиях, живут по указке, и указке, к сожалению, смешной. В сентябре они предлагают пойти в частные школы, не покупать учебники и таким образом развалить систему. Но кто же тогда будет работать, и как мы будем жить? Этот маразм, который начинает литься в эфир, уже надоел..
Вопрос на самом деле очень простой: идет война между Америкой, Европой и Россией. С Европой в меньшей степени. То есть, Беларусь на сегодняшний день оказалась просто между молотом и наковальней.
Если Александр Григорьевич получил бы не 80% голосов, а 52%, то все равно бы это состоялось, потому что готовилось достаточно давно и теперь мы это знаем. Даже Бабарико сдает сегодня эти позиции, рассказывая всем с экрана о создании политической партии и следующих шагах. То есть, все было продумано и спланировано до миллиметра заранее, больше, чем год назад.
Мы очень не хотим, чтобы все развалилось. Да, изменения нужны, реформы нужны, людей послушать надо, раз есть такое недовольство в обществе, но это все должно быть в законном порядке. Мы – сторонники таких взглядов.
– Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что конституционная реформа поможет «организовать диалог с гражданским обществом и должна позволить обсудить все те вопросы, которые волнуют ту или иную часть белорусских граждан». В то же время, западные страны не оценили готовность белорусских властей к реформам и не отказались от санкций. В чем причина подобных различий?
– Санкции к Республике Беларусь были всегда, и это не ново. Им безразлично, что будет с Беларусью, на сегодняшний день главное – побольнее «укусить». Конечно же, конституционная реформа позволит лучше разобраться в ситуации и гражданском обществе. К тому же, Александр Григорьевич говорит о том, что следующие выборы будут исключительно партийными, что очень хорошо. Я понимаю, что у нас нет в этом опыта, а значит, будут соответствующие «косяки» в этом вопросе, но, тем не менее, какое-то решение есть.
– Как изменится политическая система Беларуси после проведения реформы? С какими инициативами может выступить пропрезидентское движение «Белая Русь»?
– Мы давно были готовы стать партийным объединением. Другое дело, что члены нашего общественного объединения собирались немного по другому признаку. Люди не очень хотели заниматься именно партийным строительством, потому что сама Конституция не давала такой возможности. Где партии могут принимать участие? В местных выборах? Нет. В парламентских – то же самое, в назначении министров и тому подобного – та же ситуация. И создавать партию, которая бы четко боролась за властные и провластные структуры, мы не видели смысла, хотя и были готовы стать партийным объединением.
Мы видим, что те партии, которые существовали у нас, малоактивны, потому что общественные объединения больше подходят для работы с гражданским обществом. Это и различного рода проекты, и работа с молодёжью, и много разных других вещей.
У партии цели сами по себе немного другие, и она больше ограничена в своем функционале. Поэтому общественное объединение сохранится, естественно, но и партийная структура вырастет из общественного объединения, однозначно. На сегодняшний день это даже не обсуждается, потому что конституционная реформа позволит нам это сделать. Мы планировали стать партией после конституционной реформы в свободном режиме. Теперь просто придется ускориться.
– Может ли конституционная реформа затронуть вопрос участия Беларуси в интеграционных объединениях?
– Она поможет активнее работать в интеграционных объединениях, потому что все те интеграционные объединения, которые на сегодняшний день существуют – это Евразийский экономический союз, Союз России и Беларуси, никакого вреда на сегодняшний день не приносят, только пользу.
– Экс-кандидаты в президенты Светлана Тихановская и Валерий Цепкало выступили против конституционной реформы, в то время как Виктор Бабарико выступил «за». Почему в оппозиции разошлись взгляды по данному вопросу?
– Штаб Виктора Бабарико, который сегодня представляет госпожа Колесникова, действует сам по себе, потому что на сегодняшний день оказывается, что даже не все члены Координационного совета в курсе, что есть желание создать в стране некую партийную систему. В недавнем интервью Колесникова сказала, что она очень мало общается с Тихановской, а в последнее время не общается вообще. Поэтому я понимаю, что Тихановская сама по себе, а Колесникова сама по себе.
Людям, которые стоят у руля всего этого процесса, наверное, не до этих «девчонок», как говорит наш президент, и они занимаются своими вопросами, поэтому и такой раздрай. И это, конечно, раздражает, потому что они завели большое количество людей, и что будет дальше с этими людьми, никто не знает. И сами эти люди не знают, что делать дальше. Инструкции, которые поступают из-за рубежа, уже многих доводят просто до истерики.
Беседовала Мария Мамзелькина