Найти тему
"Млечный Путь"

К-424. Рассказ командира

Рассказывает командир ПЛА К – 424 капитан 1 ранга Иванов Николай Александрович (здесь и далее курсив):

« Мы 23-и сутки под тяжёлыми паковыми льдами на широте Шпицбергена. Всплыть в случае необходимости и пробить их нет малейшей возможности. В СССР готовились к XXVI съезду КПСС, и наш поход должен был стать подарком партии от моряков-североморцев».

РПКСН К-424. Фото из сети
РПКСН К-424. Фото из сети

«…тишину пронзил звонок аварийной тревоги. Я метнулся в третий отсек - горела выгородка в районе гальюна. Раскидали ящики - пламени не видно. Дым из угольного воздушного фильтра. Будь это в Атлантике, я бы немедленно всплыл. Но над головой мощный лёд и запрет обнаруживать себя на поверхности. С каждой минутой росла токсичность воздуха. Химик доложил - концентрация углекислого газа увеличилась в 380 раз» (!).

Командир К-424 капитан 2 ранга Н.А. Иванов. Фото voenflot.ru
Командир К-424 капитан 2 ранга Н.А. Иванов. Фото voenflot.ru

Замполит капитан 2-го ранга Архипов попросил разрешения увести людей, не занятых борьбой за живучесть во второй отсек.

« Я разрешил. Но сначала приказал поднять давление во втором и четвёртом отсеках…»

Никто не имеет права покинуть аварийный отсек. Этот закон Иванов нарушил по праву командира принимать решения «по обстановке». Трудно принимать решения в считаные секунды в отравленной атмосфере, но распоряжение наддуть смежные отсеки было спасительным: когда моряки переходили во второй отсек, угарный газ не пошёл вслед за ними.

Командир К-424 капитан 2 ранга  Н.А. Иванов и ЗКПЧ капитан 1 ранга Архипов, 1981г. Фото voenflot.ru
Командир К-424 капитан 2 ранга Н.А. Иванов и ЗКПЧ капитан 1 ранга Архипов, 1981г. Фото voenflot.ru

« Я приказал всплыть на перископную глубину и готовиться к пуску системы ЛОХ. В ЦП принесли записку: «…погибли штурман лейтенант Н. Шемитов и мичман Е. Баламатов…» Инженер-механик капитан 2-го ранга Анатолий Чумак с докладом: «Товарищ командир, половина дыхательных средств уже израсходована. Ещё полчаса, и погибнем все…» Сам еле на ногах стоит — наглотался дыма, пока отдавал распоряжения. Ведь всякий раз надо маску снимать… Ну, думаю, семь бед — один ответ. Раз трупы на борту, всё равно с должности снимут, чёрт с ней, со скрытностью, надо всплывать».

Всплывшая во льдах ПЛА пр. 667 БДР. Фото из сети
Всплывшая во льдах ПЛА пр. 667 БДР. Фото из сети

Чудо – полынья над лодкой была затянута лишь метровым льдом. К -424 всплыла.

«…чтобы вынести пострадавших…сняли койки, привязали к ним тела лейтенанта и мичмана и подняли их в ограждение рубки. Врач капитан Анатолий Двояковский стал делать им искусственное дыхание. И тут произошло ещё одно чудо! Покойники ожили. Тяжело отравленные парни стали дышать. Отдышался наверху и инженер-механик Анатолий Чумак, угоревший едва ли не больше всех».

Пламя удушили фреоном, отсек провентилировали. Стали разбираться. Установили - матрос закурил в гальюне и сунул окурок в угольный фильтр. Почти чистый углерод воспламенился. Матроса под суд отдавать не стали. Из похода К-424 вернулась без жертв, без потери скрытности, выполнив все поставленные задачи. Даже птицы в зоне отдыха остались живы. На причале в Гаджиево корабль встречали с оркестром.

К – 424. Гаджиево, 1991г. Фото Ефремова П.Б.
К – 424. Гаджиево, 1991г. Фото Ефремова П.Б.

Разбирались с командиром долго и строго. Разумеется, никаких наград за решительные и грамотные действия по борьбе с пожаром подо льдом никто не получил. Командующий флотилией вице-адмирал Матушкин объявил командиру К-424 строгий выговор. Дело дошло до командующего флотом и выше, но ограничились «строгачом» - наказывать дважды по уставу не положено.

Экипаж К-424 в строю (уже после пожара). 1981г. Фото voenflot.ru
Экипаж К-424 в строю (уже после пожара). 1981г. Фото voenflot.ru

Моряки знают, что пожар на подводной лодке подо льдом это … Имя капитана 1-го ранга Николая Александровича Иванова, выполнившего поставленные задачи, сохранившего жизни людей и корабль, навсегда останется в истории Российского подводного флота.

Источники: militera.lib.ru, Черкашин Н.А., Чрезвычайные происшествия на советском флоте, voenflot.ru.