Или немного об обложках.
"Никакой фантазии!" - прочитала я в отзыве на одну из книг. Мол, у художника везде одна и та же композиция: то дева в юбке на всю книгу, то парочка.
Я вам раскрою страшную тайну: обложку нельзя рисовать так, как вам хочется. Нет, вы, конечно, можете проявить фантазию, как советует читатель, нарисовать героя спиной к зрителю, кишки на ветках, поцелуи в кустах, только вам не заплатят, а обложку забракуют.
Почему?
Во-первых, есть такая вещь как техническое задание. Это такая анкета из множества пунктов, которые заполняет автор текста и при необходимости корректирует работник издательства, если речь идет о печатной книге. Да, для обложки электронной книги тоже составляют задание. Мы ведь говорим о качественной обложке, а не тяп-ляп коллаже с головой Анжелины Джоли на кривом из-за деформации пикселей теле девы с работы Бориса Валеджио.
Из чего же состоит техническое задание?
Если коротко, то это пожелания к обложке. Я еще встречала художников, которые читали текст и сами выбирали сцены для обложки, но обычно концепт должен придумать автор, заполнив типовую анкету. В ней указывается описание внешности героев (телосложение, рост, цвет глаз, волос, кожа, тип лица и тп), их количество, время суток, описание эпохи, костюмов, магии, если речь идет о фэнтези, желаемые позы и композиция. К заданию прилагаются референсы - так называют изображения, которые помогают художнику создать обложку. Например, образцы одежды, виды природы, актеры, на которых похож ваш герой.
Составленное вами задание дорабатывается художником. Далеко не все будет удачно смотреться на обложке.
То есть мы уже поняли, художник рисует то, что заказали, а не что хочет.
Но существует и вторая причина, почему с полок на вас смотрят однотипные обложки - маркетинговая.
Каждый жанр предполагает свой продаваемый набор для обложки
Человек, бросив взгляд на полку, должен сразу определить, что внутри. Обложка должна оправдать его ожидания от жанра. Например, если перед вами любовный роман, то нужна парочка или томная дева с цветами. Если фэнтези, то магия.
Обложку нельзя перегрузить, сделать слишком сложной. Она не должна утомить читателя. Да, может, звучит дико, но сейчас хотят легкого и понятного, а на выбор книги тратят не больше 5 секунд. Зацепили обложкой? Бинго!
К примеру, я в основном пишу романтическое фэнтези (все дружно скривились), так вот, в моем случае читатель ждет от меня волшебной обложки, а не кишок на дереве. Даже если они там есть. Я могу и повесить)) Чтобы красивое платьишко, он, она и Магия. А не моей фантазии или фантазии художника. Мы оба должны уложиться в прокрустово ложе целевой аудитории, ее штампов, того, что желает видеть большинство. Да, обложки выходят одинаковые, но иначе их не купят. Или будут покупать плохо. Ведь что бы ни говорили, выбирают на 60% по обложке. Статистика не из головы, опрос проводили.
Вот и получается, что фантазии на книжных обложках не место. Разумеется, если мы говорим о жанровой литературе: детективе, приключениях, фантастике, фэнтези и тд.