Найти тему
Исторические сражения

Как из-за взрыва на корабле развязали войну. А позже узнали важные подробности, которые все меняют

Америка (та, что государство) и Испания друг друга особо не жаловали еще с XVI столетия – когда только начиналась колонизация Старого Света (правда, Америки тогда как бы и не существовало, но Англия вполне успешно смогла привить эту нелюбовь в своих колониях – соперники же). Пиком вражды можно считать эпоху корсарства, но к середине XIXстолетия эта неприязнь подзатихла. Испания давно не претендовала на земли в Северной Америке, предпочитая владения в Южной, а в Северной хватало и своих дел.

К концу столетия державы вроде как разобрались с насущными проблемами и стали планировать дела на будущее. И тут как-то отчетливо стало понятно, что до Европы далеко, и во имя блага Америки стоит рассматривать Новый Свет как нечто изолированное от нее. Соответственно, оба материка можно смело относить к сфере личных интересов и не имеет смысла пускать туда ребят из Света Старого. Правда, весь южный материк тогда, по сути, зависел от Испании. С которой воевать напрямую не хотелось. Хотя собственные позиции укрепить бы не мешало.

USS "Maine" в 1897 году. Источник: Библиотека Конгресса (loc.gov)
USS "Maine" в 1897 году. Источник: Библиотека Конгресса (loc.gov)

Для развития торговли требовался флот, которого, по большому счету, американцы не имели – пара антикварных броненосцев береговой обороны таковым считать сложно. А тут, как назло, оживилась Бразилия, построив пару новейших (как им казалось) броненосцев. Америка решила тоже что-то предпринять, чтобы не отставать от соперника (Бразилия в ту пору считалась испанской епархией), и спешно приняла программу строительства флота. В рамках которой в 1895 году построили броненосный крейсер "Мэн", который иногда относят к броненосцам 2-го класса.

Беда американцев в том, что ориентировались они на соперников – на бразильские броненосцы. Ну и на свой признанный неудачным "Техас", спущенный на воду в 1892 году. Только вот все упомянутые проекты, по меркам европейским, являлись безнадежно устаревшими и на выполнение серьезных задач никак не годились.

Моряки броненосца. Фото 1896 года. Источник: loc.gov
Моряки броненосца. Фото 1896 года. Источник: loc.gov

На "Мэне" роль главной артиллерии выполняли четыре 254-мм пушки, скомпонованные попарно в носовой и кормовой башнях. Правда, эти орудия не отличались длиной ствола, а потому стреляли недостаточно далеко и сильно – но это снова по меркам европейцев. На укрощение бразильцев хватало и этого. Тем более, что зарядные устройства в новом корабле поворачивались вместе с башней, что позволяло заряжать орудия в любом положении (на "Техасе" каждый раз после выстрела приходилось ворочать башни в исходное положение). Вот только установили главный калибр очень неудачно – башни смещались к борту и располагались по диагонали от оси корабля. Настолько, что подбашенное пространство пришлось выводить за габариты корпуса. В результате бортовой залп одновременно их всех четырех орудий был невозможен. Да еще и при волнении башни нещадно заливало. Кстати, башни эти еще и излишне сместили к оконечностям, так что и сам корабль стал страдать сильнее от продольной качки, и бедным комендорам приходилось несладко.

А еще у корабля имелось двойное дно, но не по всему корпусу, а в пределах цитадели. Так что попадания в незащищенные корму и нос могли иметь серьезные последствия. Правда, их частично можно было купировать, задраив своевременно нужные отсеки – водонепроницаемых переборок имелось аж 214. Кстати, броня тоже располагалась не самым оптимальным образом – она прикрывала только цитадель и надводный борт на 90 см.

На палубе корабля, 1895 год
На палубе корабля, 1895 год

С машинной установкой тоже не задалось – две машины тройного расширения не позволили достичь проектных 17 узлов (скорость хода оказалась ниже, чем у "Техаса" и бразильских броненосцев). Ну а экономичность тоже оставляла желать лучшего – запас хода при полной загрузке углем составил 6670 км при самом экономичном режиме.

Тем не менее, этого могло хватить для усмирения Испании и ее протеже, так что корабль направили в 1898 на Кубу – там как раз началось восстание против владычества Испании. И американцы решили в него напрямую не вмешиваться, но припугнуть противников на всякий случай – формально это звучало как охрана сотрудников посольства и туристов, имеющих американское гражданство.

И тут происходит неожиданный "хлопок"... Иллюстратор: Tom Freeman
И тут происходит неожиданный "хлопок"... Иллюстратор: Tom Freeman

Испания особо воевать не хотела, да и Америка старалась до такого дело не доводить, считая, что одной игры мускулами более чем достаточно. Но в 21:40 по местному времени 15 февраля 1898 года на корабле, который стоял на рейде в Гаванской бухте, прогремел взрыв. Корпус разорвало пополам и корабль моментально затонул. При взрыве погибли 251 человек, и еще 5 умерли от ран в госпитале через пару дней (это из 355 человек экипажа по штату). Любопытно, что в основном погибли рядовые матросы – капитан и большинство старших офицеров уцелели, поскольку их каюты находились в корме, а кто-то в ту ночь вообще находился на берегу.

Срочно сформировали комиссию (в нее входили и два представителя Испании), которая занялась расследованием катастрофы (корабль затонул на глубине 14 метров, так что осмотр его сложностей не представлял). И эта комиссия сделала вывод, что виной всему мина, подведенная ночью под борт "Мэна". Это дало повод начать испано-американскую войну, в которой США победили. Ну а Испания лишилась Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин.

Политическая карикатура: кровожадная обезьяна олицетворяет Испанию. Художник: Grant Hamilton
Политическая карикатура: кровожадная обезьяна олицетворяет Испанию. Художник: Grant Hamilton

В 1910 году решили корабль поднять – его остов мешал судоходству. Для чего соорудили свайную загородку вокруг останков, из которой откачали воду. Вот тогда стало совершенно ясно, что корабль погиб после разовой детонации носовых погребов. Его нос практически разворотило, но при этом деформация киля явно указывала на внутренний взрыв, а не на внешний. Правда, детонацию эту могла вызвать и небольшая внешняя мина, грамотно закрепленная на корпусе.

Изуродованный нос отрезали и отправили на переплавку. Остальной корпус загерметизировали бетоном, оттащили подальше в море и затопили. На этом страсти по крейсеру затихли надолго.

Останки начали поднимать уже в 1911 году
Останки начали поднимать уже в 1911 году

В 1976 году снова предприняли попытку расследования. На этот раз ее инициатором стал американский адмирал. Он предположил, что причиной взрыва стал пожар в носовой угольной яме. Как раз тогда во флоте стал применяться новый сорт угля (так называемый битумозный), который отличался черным цветом, малым содержанием влаги и повышенной теплотворностью. Компьютерные расчеты показали, что случайного возгорания такого угля хватало, чтобы прожечь дыру в зарядном погребе и подорвать все наличные запасы пороха и снарядов. Правда, версию с заложенной миной опровергнуть не удалось – эта возможность все равно оставалась.

На сегодняшний момент подлинной причины катастрофы так и не известно. Время не смогло прояснить картину, скорее наоборот – поскольку США в той войне все же победили Испанию, к версиям с испанской диверсией и оплошностью экипажа добавили еще и конспирологическую трактовку. Мол, злые янки все просчитали и сами рванули крейсер, чтобы всколыхнуть общественное мнение. Что же на самом деле произошло, мы так никогда и не узнаем.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала