Сейчас оппозиционеры из Белоруссии разбежались по разным странам, укрываясь от гнева Лукашенко, который уже получил прозвище Лукашеску по аналогии с лидером Румынии.
За границей стали практически сразу видны связи, которые имели эти самые оппозиционеры. Кто-то сразу же помчался консультироваться с немецкими «друзьями», кто-то умчался встречаться к американскими кураторами. Это не удивительно и ничего странного тут нет. Во-первых, это и ранее многими предсказывалось, что они действуют не сами, а по указке из заграницы. Во-вторых, интерес иностранных политиков к оппозиционерам возник уже после массовых шествий и демонстраций. Особенно желание защитить белорусских лидеров оппозиции у Европы появилось после жестоких действий белорусских силовиков.
Позиция Тихановской по языку и Крыму
Одним из таких лидеров оппозиции оказалась Светлана Тихановская, которая лидером оппозиции стала даже не по своей воле. Кстати, и слово «лидер» тут применять не очень правильно. Дело в том, что на выборах она набрала бы не более 10%, если бы они были проведены с другими кандидатами. Но и стоит понимать, что в выборах участвовал бы ее муж, который мог бы набрать еще меньше. Лидером мнений на опросах был Бабарико, которому отдавали примерно 55% голосов белорусов. Тем не менее, сейчас именно Тихановскую называют единственным оставшимся лидером альтернативной власти, который мог бы возглавить страну, хотя бы на время.
Она поехала в Прибалтику, в Германию, где говорила с европейскими представителями и дала несколько интервью. Тут же стоит отметить, что ее слова уже успели разочаровать многих сторонников смены власти в Белоруссии. Особенно, они не понравились прибалтам и украинцам. Дело в том, что ей латвийская телеведущая задала вопрос, когда Беларусь откажется от русского языка и признает пагубность советского периода в истории страны? На что Тихановская ответила, что таких планов у нее и у ее мужа в случае прихода к власти не было. Советский период — это часть истории Белоруссии, где были и хорошие страницы, и не очень. Но никаких критических обид у белорусов на СССР нет и быть не может. Что касается русского языка, то примерно 90% белорусов говорит на русском. То есть, отменять или запрещать его нет никакого смысла.
Украинский журналист поинтересовался, как Тихановская относится к ситуации с Крымом. На этот вопрос Светлана также ответила достаточно нейтрально. С ее точки зрения, полуостров сейчас принадлежит России. Это и оспаривать смысла нет. Но юридические моменты говорят о том, что согласно международным нормам Крым можно считать юридически украинским. То есть, говорить однозначно, чей Крым, российский или Украины — это просто сотрясать воздух между двух скал. История и время позже расставит все точки над i. В ближайшее время ситуация не изменится.
Таким образом, Тихановская получила поддержку европейских политиков нескольких крупных стран, но о ее словах нелестно уже начали отзываться политики и журналисты стран Прибалтики и Украины. Они думали, что оппозиция Белоруссии стремится «стать Европой», что предполагает отказ от старых ценностей, переписывание истории и запрет русского языка, а также прекращение отношений с Россией на политическом и торговом уровне. Но даже лидеры оппозиции отметили в своих заявлениях, что самый большой рынок для страны — это именно Россия. И отношения, которые Лукашенко успел усугубить, они намерены именно улучшать, а не рвать.