Формат сториз стартовал в Snapchat в 2013 году, а популярным стал благодаря Инстаграму, где истории появились в 2016-м. Глянцевая и отформатированная жизнь в ленте постов постепенно разбавлялась настоящими эмоциями в историях. Здесь блогеры и пользователи соцсетей делились моментами своей жизни без прикрас, и аудитории это понравилось.
Историй в Дзене: спонтанность плюс отдельный контент
Вы сняли фото или видео, но они никак не вписываются в стиль вашего блога. Поделиться с подписчиками все-таки хочется, что же делать? Тут и приходят на выручку истории — идеальный формат для экспериментов, спонтанности и общения с аудиторией.
Екатерина Терехова, автор канала «Усадьбушка»: Как правило, у каналов в Дзене есть своя тематическая направленность, но далеко не всегда за этим можно разглядеть личность автора. Мало кто умеет искусно встраивать свое «я» в тему блога, а некоторым каналам это и вовсе невозможно сделать из-за их специфики. Истории хороши именно тем, что они не засоряют основную тематическую линию канала разносортной личной информацией, но в то же время знакомят читателя с автором.
Медиаконсультант Александр Амзин отмечает, что истории стали популярными благодаря самим пользователям. Во-первых, потому что в ленте постов слишком много рекламы. Во-вторых, многим авторам не хочется «оставлять следы».
Александр Амзин: Пост в соцсети — это реплика в вечность, которая способна догнать вас через годы. Иногда авторам нечего сказать вечности, и они пишут что-то, что потом хочется стереть, либо просто молчат.
В-третьих, бывают какие-то жизненные ситуации, смешные случаи, эмоции, которыми хочется поделиться здесь и сейчас, и пост для этого не подходит. Да и с подписчиками выстраивается более интимный контакт, когда они видят блогера в моменте, а не только его выверенный образ в ленте.
Екатерина Терехова: Я живу в Санкт-Петербурге, поэтому проблемы «что запостить в истории» у меня нет. Вечернее небо, красивый свет, вдохновение на кухне, букет цветов, поездка на пляж, да хоть бы и селфи — все это часто появляется именно в историях. Но и по делу этот формат в «Усадьбушке» тоже использую: в историях я размещаю анонсы новых публикаций. Планирую разработать отдельный контент для историй, который не будет дублировать то, что есть в канале, и при этом будет совпадать по тематике с основной лентой.
Отдельный контент для историй — именно то, что важно сейчас делать всем блогерам, считает Александр Амзин, ведь формат историй уже перерос этап, когда можно было фотографировать и выкладывать что угодно.
Александр Амзин: Сейчас все очень сильно меняется. Например, в последние месяцы в западном Инстаграме сильно выстрелили информативные текстовые выжимки в историях. Аккаунты с ними набирают за пару месяцев сотни тысяч фолловеров.
Советы Екатерины: истории как интрига и проверка будущего контента
Быть ближе. Всегда реагируйте на отклики читателей. Людям надоели недосягаемые блогеры — небожители из Инстаграма и Ютуба.
Не выкладывать истории без сюжета. Сделали новый маникюр? Снимите мини-репортаж:
- Выбираю лак,
- Пью кофе и отмечаю прекрасный сервис салона,
- Показываю итог и высказываю свое мнение по поводу покрытия.
И всегда подписывайте истории. То, что очевидно тебе, может быть совершенно непонятно читателю.
Создавать интригу. Собираясь на выпускной бал к дочке, я весь день снимала истории, не раскрывая карты до конца. В каждой истории сохранялась интрига. То покажу сережки, не показывая наряд, то соберу все туфли в доме и сделаю видео, будто мы выбираем, что надеть. Потом сняла 15-секундное видео "с форс-мажором": как мы с дочкой в последний момент приклеиваем утюгом термоклеевую ленту для подшива брюк... В итоге к вечеру телефон разрывался, читатели писали: “Ка-а-а-атя, ну, давай уже фото выпускницы и ваших нарядов!”. То же самое можно провернуть практически с любой темой, например, с рецептами.
Анализировать. В историях вы можете перепробовать любые темы, понять, что лучше заходит читателям, и уже спокойно добавлять новое в канал. Изначально я задумывала блог о деревне, рукоделии и декоре, но жизнь не стоит на месте и вот я уже хостес, встречающая туристов Санкт-Петербурга в апартаментах. Как делать ремонт в квартире для сдачи в аренду посуточно, как выбрать мебель и аксессуары и т.д., и все это с нуля. Интересно? Вот об этом я сейчас рассказываю в сторис, готовлю почву для новой постоянной рубрике в блоге: "Будни хостеса".
Истории в Инстаграме: больше личного плюс возможность для «хулиганств»
Блогеры Аня и Артур ведут аккаунт в Инстаграме за своих домашних питомцев: «Две собаки, Кот и лошадь». За четыре месяца они набрали более 11 тысяч подписчиков только благодаря сарафанному радио, органическому приросту через истории и в меньшей степени — таргетированной рекламе.
Артур: С лентой мы не экспериментируем, используем одну цветовую гамму. Это витрина, на которую заходят люди и нам важно, чтобы они захотели остаться. В историях мы более смелые. Там не видно, кто что лайкнул, это классная площадка для всякого рода хулиганств. К тому же люди видят не только подпись, но и комментарии, и могут сами что-то написать — это накладывает отпечаток. Ведь в сториз комментариев нет, сообщения в директе читаем только мы, а не подписчики. Поэтому в историях больше личного.
В ленту Аня и Артур выкладывают забавные фото животных с короткими подписями, а в истории — смешные видео, опросы, тесты, коллажи и комиксы. Виджеты в историях работают очень эффективно. Алгоритмы соцсети видят, что подписчик кликнул в историю, задержался, чтобы что-то прочитать или рассмотреть. Если устраивать опросы или тесты, то людям будет интереснее следить за историями, они будут ждать правильных ответов, следующего слайда. Это увеличивает охваты.
Артур: Наши подписчики любят реагировать в историях. Обычно все ставят «нравится» в опросах. Недавно четыре человека поставили «не нравится» одному видео, но тут же двое из них написали в директ: «Простите мы случайно, не туда ткнули», — рассказывает Аня.
Советы Ани и Артура: о чем важно помнить при создании историй
Драматургия. Конкуренция в историях очень высокая. Как правило, только 30 % аудитории могут увидеть то, что вы выложили. Пост же привлекает 60-70 % подписчиков. Мало кто досматривает серию истории до конца. Поэтому важно прибегать к правилам драматургии: создавать интригу, думать над сюжетом и развязкой. Чтобы подписчики понимали, куда их ведут.
Монтаж. 15 секунд — это довольно много. Лучше нарезать истории на небольшие кусочки. «Клиповое мышление» находит здесь свое идеальное воплощение. Даже не самая интересная и насыщенная жизнь может быть подана красиво и интересно.
Мемы и комиксы. Их можно делать даже начинающему блогеру. Мы создали персонажей, причем не только из своих животных, но и из самих себя. Наши внутренние мемы получают хороший отклик: подписчики предлагают свои варианты шуток, отправляют смайлики.
Опросы и игры. Аудитории нравятся опросы и викторины: после такого взаимодействия ваш директ будет трещать от личных сообщений. Отвечая на вопросы, можно создавать новые истории. Люди будут ждать ответа именно на свой вопрос, а это повышает охваты. Сюда же можно добавлять игры и головоломки: «Угадай, какой я сегодня», «Что на мне надето», или «Из какого фильма кадр». Придумывать на потоке сложно, но хотя бы раз в две недели или месяц — можно напрячься и сделать, чтобы повысить охваты.
Больше жизни. Тренд на искренность не сбавляет обороты: следить за настоящей жизнью намного интереснее, чем смотреть на идеальные, но выхолощенные картинки. Важно отвечать подписчикам в директе и комментариях в непосредственной, живой форме, чтобы они чувствовали контакт с блогером. Под аудиторию можно подстраиваться и в историях это делать проще. Через сутки можно будет попробовать еще раз и в совсем другом формате.