Найти тему
Елена Денн

Ирвин Шоу. Повести.

Ирвин Шоу (1913-1984) – один из самых известных американских писателей 20 века.
Родился в Бруклине, еврейском районе Нью-Йорка. Родители его русские эмигранты, переехали в Америку из Украины. Окончив колледж, он почти сразу же занялся литературным трудом. Был сценаристом на радио, писал пьесы и его пьесы шли с успехом на Бродвее. Потом он получил выгодный контракт и в Голливуде.


На Вторую Мировую ушел добровольцем. Воевал в Африке и Европе. Участвовал в освобождении Франции. После опубликования первых двух послевоенных романов, в которых прозвучала критика американской политики, главы голливудских компаний занесли его в черный список. И
он, с клеймом радикала и пацифиста, вынужден был в 1951 году уехать жить в Европу.
Прожил в ней четверть века, много путешествовал и много писал. Часто и подолгу жил в Швейцарии, там и скончался.

Шоу пользовался огромной популярностью, общий тираж его книг превысил 14 миллионов экземпляров. Они были переведены на 25 языков, а многие произведения экранизированы.

Основные мотивы творчества – это социальные и личностные конфликты и идеи необходимости сопротивления злу. С острой наблюдательностью и юмором описывает Шоу и непростые отношения между мужчиной и женщиной. Самым известным и программным является роман «Богач, бедняк», к которому в самой Америке было неоднозначное отношение. В романе, отдельные человеческие судьбы, изображались как
национальный американский характер, что и вызвало непростую оценку этого произведения у американских критиков. Но мы поговорим о других романах.

В 1951-76 годах Шоу жил в Париже. В этот период написаны – «Две недели в другом городе» (1960), «Вечер в Византии» (1973), «Ночной портье» (1975) и многое другое. Упомянем еще роман «Люси Краун» (1956).
Герои первых трех романов – американцы, обосновавшиеся в Европе. Попали они в Европу по разным причинам и разными путями и жизнь у них складывается по-разному.

-2

«Две недели в другом городе» – описывает жизнь группы киношников в Риме. Сюжет строится вокруг бывшего актера, а ныне средней руки чиновника в НАТО. Его друг, известный режиссер приглашает нашего героя в Рим, поработать над очередным фильмом.

Главный герой, Джек Эндрус, проживающий в Париже, переживает кризис среднего возраста (трижды женат, трое детей, наскучила жена, заели суета и быт, но детей любит) - соглашается и надеется неплохо, при этом заработать. Подул, так сказать, свежий ветер перемен. Но, не все так просто…

У героя неожиданно началось время переосмысления жизни, переживаний прошлого, а, затем, и желание пережить новую любовь и начать новую жизнь. Немножко сентиментальное повествование о средиземноморской страсти, сдобренное англо- саксонским чувством вины.

-3

«Вечер в Византии» - считается одним из лучших романов Ирвина Шоу. Некоторые источники полагают что, именно благодаря ему, Шоу получил мировую известность.

Итак - на дворе 1970 год, Каннский фестиваль, свободные нравы. Читатель узнает подробности жизни американской кинематографической богемы. Главный герой Джесс Крейг, когда-то успешный продюсер, надеется вновь вернуться в мир кино. Прикрываясь псевдонимом, он сам пишет сценарий и хочет заинтересовать им какого-нибудь режиссера.

И опять герой с непростой судьбой, герой на распутье. И, опять у героя духовный кризис, кризис в личной биографии (запутанные отношения с женщинами) и творческие блуждания, точнее, состояние творческого тупика. Поездка способствовала пробуждению у героя уже забытых, воспоминаний о прошлом. Мимолетная интрижка с юной журналисткой разбередила старые раны. Неудавшаяся жизнь, распавшийся брак, взрослые дочери, старые друзья, сделки с совестью, одиночество и проблемы здоровья. Все это вдруг встало перед героем острейшими переживаниями…

Драмы и неудачи прошлого еще не оставили героя, а будущее, хоть и страшит, но уже влечет новыми возможностями. Вроде и нет захватывающего сюжета, но талант автора красиво описывать обыденные вещи, удивляет.

-4

«Ночной портье» - это роман о воле случая в жизни человека. По-видимому, он был задуман как приключенческий, с авантюрной жилкой, но, на мой взгляд, получился слабее предыдущих. В нем не хватает эмоционального накала и драматичности.

Главный герой, Дуглас Граймс, бывший летчик, комисованный по состоянию здоровья, устраивается в отель ночным дежурным. Когда-то увлеченный своим делом и хорошо зарабатывающий, теперь он еле сводит концы с концами. Но, ночью в отеле умирает постоялец и герой, случайно, в его номере находит тубус с большой суммой денег и крадет его.

Пересчитав деньги, а это 100 тысяч долларов, герой решает скрыться. Он делает себе загранпаспорт и летит в Европу. Но при получении багажа в аэропорту берет не свой чемодан… Вот тут-то и начинаются его приключения. Встречи, расставания, любовные интрижки, вкус
сладкой жизни, желание во что бы то ни стало вернуть пропавшие деньги – все это должно бы было пестреть накалом страстей. Но, будучи неэмоциональным человеком, он не проявляет себя ярко и динамично.

Несмотря на детективно-авантюрный сюжет – и интрига слабая и герой слабовольный. Зато этого нет у персонажей второго плана, которые прописаны намного интересней и ведут по жизни нашего героя. И приводят, ведь, к счастливой развязке! Читается книга легко, потому как особого философского смысла в ней нет.

-5

«Люси Краун» - на мой взгляд, очень странная и спорная история, которая описывает весьма непростой момент отказа матери от ребенка. Вроде бы ради брака. Но семья-то ведь разрушается. А для разрушения семьи она использует какой-то не вполне весомый предлог. Да, героиня совершила ошибку, которая перевернула жизнь и ее самой и ее близких. Слова юной сплетницы разрушили в одночасье вроде бы спаянную семью. Драма переросла в трагедию. А потом, каждый не жалел себя в изменах и ненависти. И каждый из них под стать друг другу. Каждый не мог или не хотел простить, забыть. Но, поступки и чувства все какие ненастоящие, надуманные.

Невозможность простить сына переходит у героини в невозможность простить себя, мужа, свою жизнь. Какая-то искусственно созданная сложность. И если здесь есть какое-то особое авторское знание непростых человеческих взаимоотношений и психологии, то эта психология мне непонятна. И возникает вопрос – откуда автор почерпнул эти знания?

Автор хотел показать неоцененное и разрушенное семейное счастье в пуританской довоенной Америке?.. И, не смотря на то, что частичное воссоединение в конце книги, все же произошло, у них, там, в Америках, все не по-человечески как-то. Так и хочется вспомнить слова Задорнова про тупых (шутка!), уж он-то знал наверняка! И, наверняка, вынес бы обсуждение данной книги в широкие массы.

За свои произведения Ирвин Шоу получил много наград и престижных премий. Многие романы вошли в золотой фонд мировой литературы 20 века. Оригинальная манера изложения – его талант словно бы вышел из века 19-го.

Он обладал уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину и увлекательность интриги, захватывающие сюжеты, неординарные диалоги и знание психологии. А легкость чтения,
хороший язык и, зачастую, хорошая концовка – всегда будут привлекать читателя. И желание иметь его книги в личной библиотеке возникает сразу же после прочтения любого его романа.