Одной из самых ярких фигур в турецком сериале «Великолепный век» является Ибрагим, он же «Макбул» (фаворит), он же «Мактул» (казненный). Как видите, пропасть между раем и адом всего в две буквы. И над этой бездонной пропастью перекинут узкий, словно лезвие бритвы, мост судьбы Паргали Ибрагима, великого визиря Османского государства при султане Сулеймане Великолепном.
Кто же он, этот человек, мелькнувший ярким метеором на небосводе Османского государства и канувший во тьму, даже не оставив могилы?
Дадим представиться ему самому.
«Я, Ибрагим. Сын рыбака грека Манолиса из Парги и венецианки Софьи. Ибрагим из Парги, угнанный в рабство, обращенный насильно в ислам в десять лет. Каким было мое имя прежде? На каком языке? Что оно значило? Я уже не помню. Забвение приносит свободу. А, может, не оставляет твое сердце в покое язык, который ты знал, земля, по которой ты учился ходить?»
Итак, мы понимаем, что этот человек находится во власти противоречий. Похищенный в детском возрасте, оторванный от родной семьи и помещенный в чуждую культуру и веру, он так и не смог окончательно прижиться на новой земле. Кстати, изначальное имя Ибрагима, данное ему при крещении, Тео (очевидно, Теодор) означает "дар Бога", "подарок Бога" - и, действительно, в необыкновенной судьбе Ибрагима явно чувствуется божий промысел, весьма похожий на один из библейских сюжетов. Похищенный отрок, отлученный от семьи, увезенный рабом в чужие земли и возвысившийся там до советника самого фараона! Узнаёте сюжет?
Вот и тут богатая вдова, выкупившая мальчика у работорговцев, оценила его способности и дала прекрасное образование. Ибрагим говорил на персидском и итальянском языках, но не забыл и родной греческий, играл на скрипке, интересовался науками, литературой, историей, искусством. Неизвестно, смог бы все это получить в родной Парге простой греческий мальчик Тео, сын рыбака, но судьба его сложилась так, что будучи рабом, подаренным шехзаде Сулейману, он вскоре стал его ближайшим другом, соратником и даже названным братом.
И снова - кому рабство, а кому мать родная!
Однако, именно эта несвобода, на какую бы высоту не взлетел Ибрагим, причиняла ему острую душевную боль, ранила и уязвляла его гордость. И хотя в Османском государстве рабы подчас могли достигать невероятно высокого положения, Ибрагим всегда чувствовал себя невольником и чужаком. И об этом добрые люди не забывали ему напоминать. Его природная тяга к европейскому образу жизни, к той литературе и тому искусству, что у мусульман считались греховными, делала его непонятным и чужим для всех, кроме Сулеймана. Османская знать, занимавшая все важные государственные посты и составлявшая основу Дивана, не могла примириться с рабом-«выскочкой», «фальшивым» мусульманином, все достоинство которого, с их точки зрения, заключалось лишь в близкой дружбе с султаном Сулейманом. Ничего вам не напоминает? Никого?
Тогда вспомним самую первую серию, когда только что взошедший на трон молодой султан Сулейман впервые принимает венецианского посла Томазо Мочениго. И в зале высочайшего Совета наравне со всеми визирями и пашами впервые присутствует «этот чужеземец», раб, бывший сокольничий из Парги, а ныне Хранитель Покоев султана Сулеймана Ибрагим-паша. Еще накануне Великий визирь Пери Мехмед паша хмурил брови, но смолчал, когда узнал о его назначении на столь высокий пост, а теперь этот молодой выскочка стоит рядом с султаном. И не просто стоит, а вмешивается в ход переговоров.
По традиции и протоколу с венецианским послом разговаривают через толмача-переводчика, но в какой-то момент Ибрагим самовольно и уверенно вмешивается в переговоры, перехватывает инициативу у главного визиря и начинает говорить с послом по-итальянски напрямую, чем не только нарушает протокол, не только демонстрирует превосходство, но и ставит всех визирей в глупое положение – они просто не понимают о чем идет речь. В комнате переговоров теперь словно присутствуют трое – султан, Ибрагим и венецианский посол. Все остальные словно бы вытеснены за ненадобностью. Как же воспринимают это влиятельные паши? А очень плохо воспринимают. Едва сдерживая гнев, шепчут сквозь зубы друг другу: «Как он может вмешиваться?" - "Кто дал ему право?» - «Как кто дал? Султан и дал!»
В этом мужском мире крутых государственных решений султан Сулейман часто не слушает мнения родовитых опытных государственных мужей, семьи которых поколениями верно служили османскому престолу, но благосклонно принимает предложения какого-то безродного иноверца, которого не известно за что одарил высочайшим доверием. Пашам невдомек, что все они, весь Совет достался молодому султану от отца, и в этой комнате переговоров они находятся лишь до тех пор, пока Сулейман не подберет новых, преданных лично ему людей. А в личной преданности Ибрагима у Сулеймана не было ни малейших сомнений. Преданность - именно то качество, которое Сулейман более всего ценил в людях и за это способен был простить многие другие ошибки и слабости верного человека.
Поэтому-то Ибрагиму и позволено было нарушать традиции, возражать визирям, да что там, он осмеливается в лицо оспаривать мнение самого Повелителя, на что не пошел бы ни один паша. Когда Ибрагим предлагает узкие легкие галеры для прохода по Дунаю, все визири смеются над этим, а Сулейман вдруг хлопает его по плечу и велит Пери-паше начать работу над ними. А когда все члены Дивана с тревогой смотрят на карту Родоса, Ибрагим с улыбкой уже указывает Сулейману на Вену.
И Сулейман, в ответ ему улыбаясь глазами, кивает и говорит: «Главное – это мечта. Родилась мечта – и это дает тебе силы осуществить ее. Продолжай мечтать, Ибрагим. Это дело доброе!»
И так уж получается, что мечты «какого-то там» безродного юнца Ибрагима становятся для знатных, важных, седобородых пашей приказом и руководством к действию.
Как думаете, сколько врагов нажил себе в считанные дни греческий раб Ибрагим?...)))
«Да, я – Ибрагим. В любом месте Ибрагим будет чужим, не принятый ни в одном уголке света, изгнанный из рая пророком любой религии, горящий в собственном аду, лишенный спокойного сна. Я - вечный скиталец Ибрагим».
А вам нравится Ибрагим?...
______________________________
Уважаемые читатели! Написание такого рода статей требует времени и мотивации для автора в виде вашего одобрения - ваших лайков, подписки на канал и репостов. Так я понимаю, что мои статьи вам, действительно, нужны и интересны. Поэтому поддержите канал - и я постараюсь и дальше радовать (или наоборот, раздражать - кому что по вкусу) уважаемую публику! )))