Найти тему
Джаз.Ру

Бархатный голос Мэла Торме: разносторонний артист на перекрёстках джаза и эстрады

Константин Волков
для «Джаз.Ру»

Mel Tormé
Mel Tormé

13 сентября 2020 исполняется 95 лет с того дня, как появился на свет легендарный поп-джазовый вокалист Мэл Торме (Mel Tormé), которого за характерные особенности хрипловатого бархатистого голоса именовали «Бархатный Туман» («The Velvet Fog»). Он родился в Чикаго в семье еврейских иммигрантов из Польши, уехавших в Америку ещё до 1917, то есть во времена, когда Губернии Царства Польского было частью Российской империи. Отец владел бакалейной лавкой, но вся семья была очень музыкальной: отец пел, мать играла на фортепиано.

Сам Мэл Торме рассказывал, что его профессиональная певческая карьера началась в 4-летнем возрасте, когда он пел песенку «Ты сводишь меня с ума» с выступавшим в Чикаго оркестром Джо СандерсаКарлтона Куна из Канзас-Сити. Мальчик обожал слушать их выступления в чикагском клубе «Ночной ястреб» по радио и так увлечённо пел вместе со звучавшим на радиоволнах оркестром, что однажды отец привёл его в клуб, представил руководителям оркестра, и ребёнок так очаровал их и растрогал своим пением, что они дали ему спеть эту песенку во время концерта... и он продолжал петь её с оркестром каждую неделю следующие шесть месяцев. В 13 лет Мэл написал свою первую песню, «Сетования о любви», и через три года она стала хитом в исполнении оркестра трубача Гарри Джеймса. С 13 лет до 21 года он участвовал как радиоактёр и певец в двух популярных еженедельных радиошоу в Чикаго, в 22-23 года выступал с оркестром популярного актёра Чико Маркса как певец, барабанщик и аранжировщик, однако до окончания школы (1943) он, по его словам, не собирался становиться профессиональным певцом. Он писал аранжировки для всей музыки, что исполнял, самостоятельно; часто сам себе аккомпанировал на фортепиано; играл на барабанах; вел ток-шоу на ТВ в 50-е гг; за роль в телефильме «Комедиант» был в 1956-м номинован на телевизионную премию «Эмми» как «лучший актер второго плана»; написал свыше 300 песен, среди которых популярные «Born To Be Blue» и «The Christmas Song». В общем, Мэл Торме был очень разносторонним артистом.

Молодой Мэл за барабанами (первая половина 1940-х)
Молодой Мэл за барабанами (первая половина 1940-х)

Его вокальный квинтет Mel Tormé and His Mel-Tones в 1944 году записал несколько хитов как отдельно, так и в составе джазового оркестра кларнетиста Арти Шоу. Считается, что именно успех этого вокального ансамбля с их джазовым материалом проложил дорогу будущим популярным джазовым вокальным ансамблям, включая самих Manhattan Transfer.

Отслужив в армии США, Торме в 1946 вернулся к своим разнообразным занятиям — радиошоу, телевизионным выступлениям, съёмкам в кино и выступлениям с оркестрами. В 1947 началась его карьера певца-солиста: именно тогда радиоведущий Фред Роббинс дал ему прозвище «Velvet Fog», Бархатный Туман — прозвище, которое сам Торме терпеть не мог и, когда к нему так обращались, немедленно поправлял: «правильно говорить Velvet Frog, бархатная лягушка».

Единственный за всю карьеру его эстрадный хит №1, то есть песня, поднявшаяся в хит-параде профессионального издания музыкальной индустрии Billboard до первого места в категории «количество воспроизведений по радио» (но только до седьмого — по продажам грампластинок), вышел в 1949 г. на лейбле Capitol, на который Торме только что перешёл после нескольких лет работы с Decca. Это была песня «Беспечные руки» в яркой аранжировке Сонни Бёрка, оркестр которого аккомпанировал Мэлу при записи.

Однако более важной работой сам Торме считал свою авторскую песенную сюиту «Калифорния» — «California Suite», которую он записал в том же 1949 г. с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Харолда Муни и своим вокальным ансамблем Mel-Tones. Это была серьёзная крупная форма, почти 30 минут музыки, и она стала первой 12-дюймовой долгоиграющей виниловой пластинкой, которую в своей истории выпустил лейбл Capitol: сам формат долгоиграющих пластинок ещё только выходил на рынок, оставалось ещё добрых три года господства шеллачных дисков на 78 оборотов в минуту, и виниловые диски на 33 1/3 оборота воспринимались ещё как редкий, дорогой, экспериментальный формат.

Торме был популярен как эстрадный певец, но основой его нынешней репутации в мире музыкантов стали семь джазовых вокальных альбомов, записанных им в 1955-57 годах для лейбла Bethlehem Records вместе с ансамблем пианиста Марти Пэйча.

В 1960-70-е гг. Мэл Торме в основном записывал поп-хиты в «приджазованных» аранжировках традиционной эстрады, одним из столпов которой он стал в поздние годы жизни.

Mel Tormé. 1970
Mel Tormé. 1970

При этом он никогда не опускался до легковесности поп-музыки. Когда в 1962 г. он записал ритм-н-блюзовую песню «Comin' Home Baby» в оркестровке работавшего в США германского аранжировщика и композитора Клауса Огермана, ветеран блюзовой сцены 1920-х певица Этель Уотерс сказала: «Торме — единственный белый, в пении которого слышна душа чёрного».

Лучшими его записями позднего периода следует, вероятно, считать альбомы с пианистом Джорджем Ширингом, записанные в 1983, 1984 и 1986 гг. — соответственно, «An Evening With George Shearing and Mel Tormé», «Top Drawer» и «An Elegant Evening». Первые два альбома были отмечены премией «Грэмми», и Торме обрушился на Национальную академию звукозаписи США с горькими упрёками за то, что на премию был номинирован только он сам, но не Ширинг, которому Торме отдавал большую часть лавров за успех альбомов. Что же до пианиста, то Ширинг во всех интервью неизменно прославлял Торме, утверждая, что певец был его лучшим музыкальным партнёром за всю жизнь. «Мэл был один из немногих людей, о ком я могу сказать, что работал вместе с ним, а не на него», утверждал Джордж Ширинг.

обложка альбома 1986 г.
обложка альбома 1986 г.

Они много выступали вместе, сохранилось много видеосъёмок их совместных выступлений. Слушая только звук и не глядя на экран, трудно поверить, что поёт человек, которому уже скоро 70: Мэл Торме до последних лет жизни сохранял молодой, яркий и гибкий голос.
ВИДЕО: «Just One of Those Things», выступление Мэла Торме и ансамбля Джорджа Ширинга на Ньюпортском джаз-фестивале 1989 г.

Мэл Торме продолжал выступать и в 90-е, хотя здоровье его пошатнулось. Он ограничил себя в алкоголе («бокал вина, и всё»), перестал курить и не поднимал тяжестей. Мэл старался спать 7-8 часов перед тем, как петь, утверждая, что способен «удовлетворительно петь» после 6 часов сна, но «между 6 и 8 часами есть всё-таки разница в результатах».

Мэл Торме. 1990-е.
Мэл Торме. 1990-е.

Последние его выступления состоялись незадолго до апоплексического удара, который он перенёс в 1996 г. Еще в 1998-м врачи и менеджмент певца серьёзно обсуждали возможность его возвращения на сцену... Однако 5 июня 1999 г. Мэл Торме умер на 74 году жизни от последствий инсульта.

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!