Все знают, - и это уже практически банально, - что британцы отличаются особенным чувством юмора. Неудивительно, ведь пресловутый английский юмор преследовал нас с детства в рассказах и фильмах про Шерлока Холмса, в незабвенном романе (тоже экранизированном) про трёх джентльменов в лодке.
Позже, вполне возможно, кто-то смеялся над невозмутимым мистером Бином или над Дживсом и Вустером, а некоторые видели и нечто более дикое, вроде «Книжной лавки Блэка» (не говоря уже о полумифическом «Монти Пайтоне»).
Британская комедия не оскудевает. Постоянно выходят новые сериалы, и юмор там всё более бескомпромиссный, едкий и чёрный.
Возьмём пять свежих образчиков жанра:
«Голяк» (Brassic)
Бесшабашная комедия, несколько в духе раннего Гая Ричи, самая легкая из нашего мини-списка. Банда оболдуев из провинциального городишки промышляет не самыми законным делами (в основном, кражей того, что плохо лежит), но по простоте своей они вечно попадают впросак. И даже среди этой веселухи одного из героев хоронят (пусть и понарошку, но надолго), а героиня делает аборт (по-настоящему: малыш помешал бы её (гипотетической) карьере). Вот такие шуточки.
«Дрянь» (Fleabag)
Жизнь лондонской девушки довольно сложного (привлекательно-отталкивающего) характера с её же (обращённым в камеру) автокомментарием, без прикрас, с метаниями из огня да в полымя, от одной ошибки к другой. Достаточно сказать, что весь первый сезон она переживает смерть лучшей подруги, которая и умерла-то из-за её не слишком образцового поведения. А во втором она, с переменным успехом, соблазняет католического священника (тот, впрочем, и сам хорош). И смех и грех, воистину. Стёб, конечно, но замешанный на живых чувствах и с оттенком смертной тоски.
«Родители года» (Breeders)
Экстремальная комедия про тяготы родительства (да и название вернее бы передать как «Нарожали»). Накал эмоций задается с самого начала: измученные папа-мама полушутя рассуждают, чем бы получше придушить шумных детишек, а немного погодя мама и правда на секунду поверит, что папа собрался кардинально решить вопрос с тишиной в доме. Тема детоводства проговаривается с редкой откровенностью; любовь ведь не отменяет расстройства и злости, особенно на фоне постоянной усталости и сладких воспоминаний: как легко было раньше, до. Конечно, говорят здесь и о другом - о кризисе среднего возраста, об отношениях с родителями (которые не молодеют), о смерти... Ну, смешнее некуда.
«Конец ****го мира» (The End of the F***ing World)
Паренек считает, что он будущий маньяк-убийца (вот только подходящей жертвы никак не попадётся), и когда он встречает не менее странную девицу, то все время разрывается между желанием убить и любить, прямо-таки по Фрейду: борьба эроса и танатоса. И, в конце концов, без убийства не обойдется. Во втором сезоне появится ещё одна странная героиня с убийственными наклонностями; в общем, всё сложно, а любовь зла. Весьма черный юмор, и масса юношеской экспрессии, не всегда, впрочем, направленной наружу.
«После жизни» (After life)
Комедия про смерть близкого человека, каково? Это не конец мира, это хуже. У героя умерла жена (а потом - и кое-кто ещё), и он не очень понимает, зачем жить дальше, смотрит на всё как бы с той стороны. Пересматривает старые записи, где они счастливы, кормит собаку и язвит по поводу живых, которые всё ищут какие-то компромиссы. После жизни это лишнее. Безнадёга примерно как в немного похожем сериале «Шучу» (где у героя погиб ребёнок и развалилась семья), только ещё мрачнее, потому что некого и не в чем винить. Юмор невеселее некуда и лучше не придумаешь.
И в качестве бонуса - сериал «Дарреллы» - если хотите развеять тоску после чего-то из перечисленного выше. Экранизация детских воспоминаний натуралиста Джеральда Даррелла о годах, проведенных им с родными на греческом острове Корфу - юмор вполне в духе «Трое в лодке», никакого мрака, только оптимизм, бестолковица и напитанный солнцем воздух Эллады. Особенно хорошо смотреть промозглой осенью или зимой.