На Ишимбайском заводе транспортного машиностроения, в очередной раз представили, новую модификацию вездехода ДТ-30ПНМК. Данная машина имеет двухзвенную компоновку и на второй своей части несёт кран-манипулятор, который приспособлен для работы в крайне неблагоприятных климатических условиях.
Что же это за агрегат такой, вездеход серии ДТ "Витязь"? И чем эти машины необходимы?
Начнём с того, что в нашей стране всегда уделялось огромное внимание технике, которая обеспечит перемещение и перевозку грузов в места труднодоступные. Таких мест у нас предостаточно. Так же, в советское время, нужны были вездеходы, которые доставят на север военное имущество. И граница будет на замке.
Вездеходы ДТ отлично приспособлены для работы в широтах с неблагоприятным климатом и грунтах с низкой несущей способностью(болота, снежная целина, лесистая местность и бездорожье.) Разработка данного семейства вездеходов началась в 1970 годах, а уже к 1982 году был запущено в производство. Главный конструктор Осколков Константин Владимирович. На данный момент линейка вездеходов представлена машинами грузоподъемностью от 3 до 30 тонн. ДТ имеет двухзвенную компоновку, причем у обеих звеньев могут быть ведущие гусеницы. Как правило, в первой части вездехода размещается герметичный отсек для экипажа и пассажиров, а на второй монтируется необходимое оборудование(грузовой отсек, вооружение, кран-манипулятор, платформа).
Общая техническая характеристика семейства ДТ "Витязь":
1. Управление вездеходом, осуществляется за счет Поворотно-сцепного устройства (ПСУ), которое снабжено двумя гидроцилиндрами управления. С помощью них вездеход можно регулировать в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это дает потрясающую проходимость и возможность преодолевать препятствия высотой до 1.5 метров и шириной до 4 метров.
2. Силовая установка. Вездеходы линейки оснащаются дизельными двигателями с турбонаддувом, такими как В46-5СУ, ЯМЗ-8401.10, а также двигателями американской фирмы Cummins Inc совместно с английской 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Allison.
3. Трансмиссия вездеходов «Витязь», гидромеханическая 4-скоростная полуавтоматическая, либо 6-скоростная автоматическая в зависимости от двигателя. Торможение осуществляется благодаря ленточным тормозам плавающего типа с пневмоприводом, а так же при помощи дублирующего механического привода управления тормозами переднего звена.
4. У "Витязя" 4 широких резинотканевых гусеничных обвода с металлическими грунтозацепами. Эти гусеницы обеспечивают высокую проходимость, низкое давление на грунт, обеспечивая экологическую безопасность по воздействию на почвенно-растительный покров без срыва и разрушений. Мягкость движения вездеходов достигается благодаря независимой торсионной подвеске оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем, ведущими колесам с полиуретановым покрытием, а также резиновым элементам в ходовой части.
Вездеходы производятся мелкими партиями под определённые задачи. Основными же заказчиками являются: компании нефтегазового комплекса, Министерство обороны, МЧС и компании работающие в северных широтах. Многие его упрекают за то, что моторесурс у моторов не такой большой, как хотелось бы. Что поломки следуют одна за другой, а плавающая версия, это скорее "медленнотонущая" конструкция. Но на один негативный комментарий, пишется 100 положительных. Ведь данные машины, уже почти 40 лет служат верой и правдой нашему государству на северных рубежах. А что до частных мнений, машиной управляет человек, а он тоже не без недостатков.
Сам же ДТ-30 мне посчастливилось увидеть, когда я совершал поездку между Нижним Новгородом и Арзамасом. На обочине стояли два тягача с этими машинами. Вездеходы были в цветах и эмблемах МЧС. Видимо куда-то перебазировались. Скажу я вам, зрелище действительно впечатляющее! И в живую видеть эти гиганты, это вам не картинки рассматривать!