«Война в горах... Даже в мирное время горы любить непросто. Они переменчивы, требовательны, суровы. Порой устраивают жестокие экзамены тем, кто дерзнул бросить им вызов. Не всегда и не все выдерживают такие испытания». С. П. Твердохлебов - Исторический Черкесск
Ночью бушевала стихия. Я лежала в палатке и не могла уснуть. Ветер сильно дул на палатку сбоку. Сила ветра была такая, что казалось, подхватит палатку и понесет вниз с перевала.
Мощные раскаты грома, молнии били в камни рядом. Тревожно и неспокойно.
Мы все дни говорим о войне, и на какой-то миг показалось, что война рядом.
Ведь здесь в 1942 году шли жестокие бои. Наши воинские подразделения вели оборонительные бои на перевалах Главного Кавказского хребта.
Прошло 78 лет с тех событий. Но сейчас для нас это было совсем недавно.
В этом году мы вели поиск в горных озерах Карачаево-Черкессии - Квадратное и Адзапш. В прошлом году подобные исследования мы проводили на озере Халега у Марухского перевала.
Нами найдено много артефактов: среди них мина-хвостовик, факел времен войны, фрагмент стального ящика для переноски боеприпасов, гильзы.
Мы слушали рассказы местных жителей о бессмысленных жертвах. В их словах боль и горечь.
«Но летом 1942-го, горы были другими. И война была особая, потому что она велась на значительной высоте, среди скал, льда, вечного снега и глубоких трещин.
Многие советские парни в тот год попали в горы не из-за любви к ним. Большинство ребят не были подготовлены для войны в заоблачных высотах и впервые попали в горы, где надо было приспосабливаться к новым условиям и сражаться с отборными альпийскими частями врага.
Вместо красоты, романтики, ощущения радости победы над собой после восхождения, здесь их ждали фашистские снайперы, засады, труднодоступные скалы, суровый горный климат. Один неосторожный шаг здесь стоил жизни...» С. П. Твердохлебов - Исторический Черкесск
Я встала ранним утром. Туман накрыл мир плотным покрывалом. Тишина окутала мир.
Но здесь она обманчива, рядом государственная граница. Пограничники проходят здесь каждый день и внимательно следят за неприкосновенностью границ.
Проснулся Владимир, разожгли костер. И снова мы говорим о войне.
А земля здесь в буквальном смысле слова полита кровью и усыпана снарядами и осколками.
На этих направлениях в 1942 году стремился враг пройти через перевалы к морю. Война в горах – тяжёлое дело. В тонких шинелях, непригодной обуви, без пуховых спальников, при нехватке патронов и снарядов, когда тяжелые пулеметы и другие орудия надо поднимать высоко в горы.
Приступы горной болезни, обморожения, гибель под снежными лавинами, в ледниковых трещинах – это были будни войны. Шел снег и многие солдаты умирали просто от переохлаждения. От «белой смерти» спасения не было.
А враг мог спрятаться за каждым камнем.
Владимир говорит, что основные проблемы у нас были из-за неправильного руководства. Военачальники думали, что перевалы сами по себе неприступные, поэтому не организовали, как следует оборону перевалов.
Теперь мы знаем, что битва за Кавказ превратилась в драму, героизм противостоял преступной подлости и цинизму военного командования.
Враг не пройдет! Но оказалось все по-другому.
«Руководство Красной армии запретило отвлекаться на оборону Кавказа, поэтому защитники горных перевалов и партизаны, должны были голыми руками изгнать хорошо вооруженного противника в лице его отборных частей». (С. П. Твердохлебов)
Наши подразделения были разбросаны на широком фронте. Связь между штабами частей была настолько неустойчивой, что о боях на перевалах командование узнавало спустя несколько дней.
Не удавалось наладить снабжение отрядов на перевалах боеприпасами и продовольствием. Еще труднее обстояло с эвакуацией тяжелораненых в тыл.
И только благодаря приезду на Кавказ Л. Берии в августе – сентябре 1942 года положение изменилось. Берию впоследствии за жесткие меры, которые он предпринял на Кавказе, осудят.
Но Кавказ не сдали!
«Они терпели, страдали, рисковали, мёрзли, голодали, погибали. И выстояли, не имея за собой ничего, кроме Кавказских гор!» (С. П. Твердохлебов)
Пока мы «гоняли чаи» проснулись все и подтянулись к костру. Разговор уже шел о предстоящем погружении.
Погода не радовала. Густой туман, который мелкой моросью проливался на землю.
Но погода в горах переменчива. Облако, укрывающее нас, поднялось, и брызнуло солнце.
Это был нам сигнал, что можно приступать к осуществлению своей основной цели. Идти к озеру Адзапш и обследовать его.
начало в статье "Мы отправились в экспедицию к высокогорным озерам" Часть 1
продолжение Высокогорная подводная экспедиция часть 2
окончание Дайверы нашли военные артефакты в горных озерах
Подписывайтесь на мой канал "За горизонтом", читайте, ставьте лайки и путешествуйте вместе со мной.