Поговорим об истории. Истории карт Таро. Подробно и обстоятельно – но не о истории, мифологической, в которой фигурирует Древний Египет или Атлантида, а о достоверной, истории, подтвержденной фактами и выставленной в музейных витринах
Причем об истории именно Таро, а не каких-то других карт, не колоды Мантенья, не об игральных картах, или еще что-то, а именно Таро.
Эта история начнется с момента появления в мире самой старой колоды Таро, какая только существует – Таро Висконти-Сфорца.
А значит наша дорога к знаниям проходит через Италию 15 века. Италию раздробленную, управляемую правящими семьями – Борджиа, Медичи, Висконти, Сфорца, и прочими. Италию Леонардо и Микеланджело, Италию – колыбель Возрождения. Возрождения, в том числе, интерес к язычеству и использованию античных сюжетов в искусстве.
И в это время уже вошли в быт игральные карты, пришедшие через мусульманские народы. И да, это кого-то разочарует, но не игральные карты – дальние потомки карт Таро, утративших заключенную в них великую мудрость, а карты Таро – потомки игральных карт.
Во всяком случае, в юридических документах города Берн уже в 1367 году есть официальный запрет на карточные игры. Игральных колод и тогда, и в последующие века было много, самых разных, а правила игры, в которых используется колода Таро, сохранились до сих пор. И игроки того времени не говорили «Козыри – трефы!». Козыри были отдельным набором карт с аллегорическими рисунками – как Старшие Арканы Таро.
В Таро играют до сих пор, кое-где, и даже издаются специальные игральные колоды Таро
Но игральных колод всегда было много, в том числе с радикально разными козырям и разным числом карт. А вот самое старое упоминание и именно Таро – это текст проповеди, написанной в середине 15 века, где перечислены козыри или триумфы - 22 карты, Императрица, Император, Папа, Папесса, Отшельник, Колесо Фортуны, Повешенный– словом, полный набор Старших Арканов.
И автор проповеди критикует их не как инструмент для гадания, а как игральную колоду. Причем он не против самой азартной игры,он против того, что Папа, Дьявол и тому подобные фигуры стали картами для пустых забав. Это богохульство!
Хотя и гадали на таких колодах уже тогда – данных мало, но сохранилась и доступна в наши дни всем желающим пособие по карточным гаданиям, книга Франческо Марколини Де Форли «Le Sorti» - там не именно Таро, но там описана система поиска ответа на фиксированный список мужских и женских вопросов, для чего нужно вытащить игральные карты, а так же карты из набора козырей (Старших Арканов) и прочитать полученное сочетание. Только вот Старших Арканов там не 22 , а аж 90! Но принцип схож.
Так что картами такого рода точно гадали равно как и играли - и было немыслимое число вариантов таких колод. И как таковые Таро - пока еще просто одни из них.
В 1440 году Дечембрио, официальный биограф третьего герцога миланского, Филиппа Марии Висконти, писал, что герцогу нравилось играть в игру, где использовались раскрашенные изображения людей, а также упоминал, что герцог заплатил пятнадцать тысяч золотых монет за колоду карт, украшенную изображениями богов, символических животных и птиц.
И вот где-то тут, между 1440 и 1470 годами и появляется первая колода, во всяком случае – самая старая из тех, что уцелели и дожили до наших дней. Таро Висконти-Сфорца.
И с этого момента, Таро становятся стандартом. Их начинают выпускать в огромном количестве колод и вариантов изображения. Да и само Висконти-Сфорца – не одна колода, а как минимум 11 разновидностей колод, все ручной работы, и часто с большими отличиями в рисунках карт между колодами.
Всего уцелело 239 карт, какие-то колоды сохранились почти целиком, от каких-то осталась пара карт, буквально. Нигде не уцелели Башня и Дьявол. Говорят иногда, что их, возможно , и не было, но некоторые числовые карты тоже не сохранились ни в одной колоде – а уж они –то точно были!
Сейчас эти колоды – музейная редкость. Их хранят, берегут и у каждой колоды есть своей название. Они все – Висконти-Сфорца, но разновидности имеют свои имена:
Пьерпонт Морган Бергамо,
Керри – Йель,
Виктория-Альберт,
Бембо, Каррара, и прочее – по именам владельцев и местам, где они хранятся. Иные карты достигают размера 20 см по большой стороне и снабжены дыркой – что бы вешать их на стену, как украшение.
Карты не зря названы Висконти-Сфорца, две эти знатные семьи породнились через брак и колоды сделаны для них и в их честь. Там есть отсылки к истории этих семей, в рисунках используется из геральдическая символика – черный орел, три соединенных кольца. Кто платит за колоду – то и заказывает символы!
Часто говорят о колоде Григонье, или Таро Карла 6. Вроде бы она должна быть раньше сделана, раз король Карл 6 Безумный, жил раньше, еще в 14 веке. Он жил, сходил с ума, считал себя другими людьми, не узнавал жену, и устроил массовое сожжение придворных на балу. Помимо этого, есть запись, что он заплатил за раскраску 3 колод игральных карт. Но нет указаний, что это было именно Таро, а какие-то еще карты.
А вот колода Таро Карла 6, названная его именем, появилась куда позже.
Точно так же есть колода Таро Дюрера. Но сам Дюрер, известный художник, умер в 1528 году, а колоду Таро Дюрера нарисовал в 20 веке Гиацинто Годензи для издательство Lo Scarabeo, выпускающего огромное количество колод Таро.
Так что если что-то и было до Висконти-Сфорца, то не уцелело. А вот с этого момента Таро начали печатать массово!
1491 год – колода Сола-Буска, не совсем Таро, но зато самая старая колода, дожившая до наших дней в полном составе из всех карт. Это не совсем Таро потому, что в ней старшие арканы заменены на совершенно новые – на образы людей. Среди них Нерон, Александр, Навуходоносор, царь Нимрод.
Название колоды происходит от фамилии ее владельцев - объединенных браком семей Буска (древний род, существующий с 12 века) и аристократической миланской семьи Сола-Кабьяти.
В самом начале 20 века году семья Буска пожертвовала в Британский музей черно-белые фотографии всех 78 карт. Вскоре после этого, эти фотографии были размещены на выставке в музее, а в 2009 году оригинальная колода была продана последними владельцами за 800 тысяч евро итальянскому Министерству культурного наследия и передана на хранение в Милан.
Но черно-белые копии появились в музее еще до того, как Артур Уэйт, автор Таро Уэйта, самого популярного в мире, нарисовал свои карты. И жил он в Англии, так что вполне мог видеть эти карты в музее. И в некоторых его картах (3 Мечей, 10 Жезлов…) сюжеты точно скопированы с Сола-Буска.
Прошел 15 век, настал 16 - новые карты стали стандартом.
Как только не объясняют происхождение слова «Таро» - версий много, все предположительные, но факт, что в 16 веке во Франции уже возникла гильдия производителей игральных карт ее члены стали называть себя «Таротье», то есть мастера по изготовлению Таро.
Это время множества колод, которые легко не заметить, если сосредоточиться на самых знаменитых – в этом случает из 15 века, от Висконти-Сфорца, можно перескочить сразу в 18, в Марсельское Таро. А где же потерянные звенья эволюции, карты между Висконти-Сфорца и Марсельскими колодами?
Они не потеряны! Просто они – часть истории тех лет, когда карты куда охотнее использовались в играх, чем в прорицаниях.
В Национальной библиотеке Франции хранится подлинник одной из самых редких ранних Таро – это Парижское Таро, или Таро Анонимного Парижанина, или Анонимное Таро Парижа.
Колода названа она так, потому что ее автор не известен, и все что о ней знают - что она сделана в Париже, где то между 1559 и 1650. В этой колоде легко узнать современные карты – но многие сюжеты весьма странные и отличаются от привычных нам, это вообще специфика эпохи- некоторые карты уже совершенно такие же, как будут в Марсельском Таро, а другие просто не узнать!
Колесницу могут тянуть гуси
Луна и Звезда часто изображают астрономов, изучающих небо
Луна, кроме того, может изображаться как женщина с прялкой
А Башня - как мужчина, рассматривающий дерево.
Или как сцена, где люди в ужасе пытаются спрятаться от демона.
А вот Умеренность в Таро Парижанина льет воду в огонь – это сюжет возникнет снова только в 19 веке, в колодах Золотой Зари.
Вот он, фигура сливает огонь и воду:
Но все же тут много уже привычных карт, и тут появились номера и названия – которых на картах до этого не было, Висконти-Сфорца никак не подписаны и не пронумерованы.
Еще кусочек истории старого Таро Жака Вивиля. Колода опубликованная в 17 веке в Париже, она сохранилась целиком и все 78 карт размещены в Национальной Библиотеке в Париже.
Эти карты уже почти такие же, как Марсельское, хотя есть отличия. Примечательно, что в этих картах использован популярный тогда сюжет – Солнце нарисовано как ребенок с флагом на коне
Многие видят такую карту Солнца у Уэйта и считают, что ее автор сам Уэйт, но это еще одно его заимствование из старых колод, аж из 17 века.
Но подлинный расцвет – это эпоха Марсельского Таро. Время, когда карты теряют связи с играми и становятся гадательным, а потом и вообще – оккультным инструментом, время когда в них начинают искать тайную мудрость и возводить их историю к Египту.