Найти тему
Газета "Премьер"

Великолепная четвёрка

В Белозерске установлен уникальный памятник, аналогов которому в нашей стране больше нет, но о котором тем не менее мало кому известно. Он посвящен братьям Шамариным — инженерам-конструкторам, внёсшим большой вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне.

Белозерск чтит память своих земляков: на доме, где выросли четыре брата, установлена мемориальная доска, в городе есть улица братьев Шамариных, а неподалёку от городского центра стоит постамент, на четырёх сторонах которого выгравированы портреты Андрея, Николая, Бориса и Владимира Шамариных — выдающихся изобретателей и рационализаторов, внёсших большой вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне и послевоенное развитие промышленности.
Белозерск чтит память своих земляков: на доме, где выросли четыре брата, установлена мемориальная доска, в городе есть улица братьев Шамариных, а неподалёку от городского центра стоит постамент, на четырёх сторонах которого выгравированы портреты Андрея, Николая, Бориса и Владимира Шамариных — выдающихся изобретателей и рационализаторов, внёсших большой вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне и послевоенное развитие промышленности.

В семье механика Белозерского винного завода Николая Петровича Шамарина и его жены Александры Ивановны было пятеро детей: Андрей (появившийся на свет в 1901 году), Николай (в 1903-м), Борис (год рождения — 1905-й), Владимир (1906-й) и Татьяна (1908 год).

Дети росли в творческой среде: их отец очень любил технику и имел большую склонность к изобретательству (однажды в подростковом возрасте он построил полутораметровую работающую копию парохода с двухцилиндровым паровым двигателем), вовлекая в эту сферу и своих сыновей. Как-то Николай Петрович даже самостоятельно собрал токарный станок, и четверо братьев успешно трудились на нём, на практике нарабатывая технические навыки и обучаясь азам конструкторского творчества. В июне 1915 года в возрасте всего 42-х лет Николай Петрович скончался.

Старшему из сыновей, Андрею, пришлось рано привыкать ко взрослой жизни, и он, не успев получить полноценного образования, в 1918 году стал рабочим. Но его творческие искания и инициативы были высоко оценены руководством, и в 1930-х годах Андрея отправили на работу в Ленинград, в Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта.

Николай учился в Череповецком техническом училище, трудился токарем, а в 1930 году поступил в Ленинградский институт гражданского воздушного флота. Борис и Владимир окончили Череповецкий механический техникум, пошли работать в промышленность и через несколько лет оба дослужились до конструкторов: первый получил эту должность на фарфоровом заводе «Пролетарий» в Новгородской области, а второй — на ленинградском заводе «Промет».

Во время Великой Отечественной войны каждый из четверых братьев смог в полной мере отблагодарить свою родину за то, что она дала им образование и помогла реализовать имеющийся потенциал.

Всё для фронта и флота

Уже в 1935 году Андрей Николаевич Шамарин, работая в Центральном НИИ водного транспорта, получил патент на чешуйчатое амортизирующее днище гидросамолета, позволившее заметно улучшить его тактико-технические характеристики. Впоследствии это изобретение пригодилось советской авиации в военные годы. А в 1937-м он разработал сверхскоростной аэроглиссер с чешуйчатым амортизирующим крылом, успешно выполнявший спецзадания во время войны.

-2

Когда началась Великая Отечественная, старший Шамарин был назначен на должность руководителя экспериментально-производственных мастерских Центрального НИИ морского флота, которые стали выполнять заказы как Ленинградского фронта, так и Балтийского флота. Находясь в блокадном Ленинграде, уроженец Белозерска разработал станок-полуавтомат для обработки корпусов мин и новую конструкцию траншейного перископа, позволявшую советским солдатам, находясь в окопе, безопасно наблюдать за вражескими позициями. Наградой за эти достижения для Андрея Николаевича стала медаль «За трудовую доблесть».

А когда в 1942 году командование Балтфлота обратилось к ЦНИИМФ с поручением освоить производство и выпуск остродефицитных деталей к дизелям тральщиков, мастерские под руководством Шамарина выполнили это поручение в предельно сжатые сроки, и в начале 1943 года производство было налажено. За выполнение этого заказа командования наш земляк был награждён орденом Красной Звезды.

Электрические торпеды

Николай Шамарин, который в предвоенные годы занялся разработкой электрических торпед, является одним из создателей советской электроторпеды ЭТ-80, которая, пройдя заводские испытания и показав положительные результаты, была принята на вооружение флота в декабре 1942 года.

-3

За создание первой отечественной электроторпеды её главный конструктор Николай Шамарин и группа специалистов были удостоены в 1943 году Сталинской премии первой степени. А через несколько лет Николаю Николаевичу была присуждена и Сталинская премия второй степени — за разработку первой советской самонаводящейся торпеды САЭТ, созданной на базе ЭТ-80. Он стал единственным конструктором торпед, который удостоился этой важной госпремии дважды.

Стекло и миномёты

Владимир Шамарин известен как один из ведущих миномётных конструкторов Советского Союза. Так, именно он впервые в мировой прак­тике разработал и довёл до серийного производства оригинальную конструкцию цельноштампованной опорной плиты к 120-миллиметровому полковому миномёту, которая значительно улучшила боевые характеристики этого вида оружия.

-4

Миномёты, создававшиеся конструкторским бюро, которое возглавлял Владимир Николаевич, широко и эффективно применялись Красной армией в боевых действиях, обеспечив ей множество побед. За свои разработки вологжанин был награжден большим количеством наград, в том числе орденами Красной Звезды и Кутузова второй степени.

-5

А Борис Шамарин отличился в деле послевоенного восстановления экономики СССР. Ему, главному конструктору Ленинградского завода имени Ломоносова, было поручено полностью возродить и наладить производство кварцевого стекла, крайне значимого для военной и гражданской промышленности. Он выполнил это поручение в кратчайшие сроки и на новой технической основе, разработав целый ряд оригинальных конструкций и механизмов, за что тоже два раза получил Сталинскую премию.

Дмитрий Катаев

Полностью статью читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц