Найти тему
Закрытая книга

По 3 аргумента за и против прочтения хита этого месяца „Билет в один конец“ С. Мордена. «Хороша, но не для всех»

Я таки имею вам сказать, что не все «литературные бестселлеры» хороши: Так, например, роман Акунина «Мiр и война» оказался настолько плох, что читать его было решительно невозможно. Тем не менее это — не наш случай: здесь мы имеем книгу противоречивую, но интересную.

Лично мне — «на грани», но понравилась. Зайдёт ли вам — узнаете ниже.

Красные скафандры зеков на фоне красного Марса. Символично;)
Красные скафандры зеков на фоне красного Марса. Символично;)
Небольшой лайфхак: простейший способ «сохранить» статью, если у вас остановка на метро — сделать репост в любой соцсети на свою страницу. Так вы её точно не «потеряете» на пути до дома.

Таки аргументы «За»:

Необычная завязка сюжета

Транснациональная корпорация «Паноптикум» решает инвестировать в освоение Марса — и с целью получения конкурентного преимущества, и для пиара.

Проблема лишь в том, что SpaceX в этом мире нет, и доставить груз на Марс — безбожно дорого. Забрать груз с Марса — дороже в кубе.
Кроме того — если на Марсе кто-то умрёт, то это будет колоссальный удар по имиджу фирмы, и на это идти нельзя. Роботы построить базу не могут.

Ну, то есть первоначально и планировалось, что базу будут строить роботы, но с роботами как-то не срослось из-за очередного внутрикорпоративного распила-отката (ничего не напоминает, а?), и потребовались люди.

Благо, что юристы нашли элегантное решение: подготовить и запустить первыми на Марс зеков-добровольцев, осужденных на пожизненное, физически здоровых и имеющих нужную специальность.
Всё это — до успешной постройки — является «Внутренним делом корпорации „Паноптикум“» не без помощи некоторых коррупционных схем и владения сетью частных тюрем.

Не должно было быть никаких приключений, просто рутинная работа.
Не должно было быть никаких приключений, просто рутинная работа.
– Это… очень интересно. Но почему вы набираете зэков? Почему бы не отобрать лучших и способных, предоставив им возможность стать героями, черт побери? Или вы уже кинули клич, но к вам не стоит очередь из молодых, способных, толковых ребят с университетским образованием и без криминального прошлого? Я прав? И вы в отчаянии?
Марк погладил верхнюю губу.
– Все дело в том, что, хотя компания стремится свести до минимума риски, полностью устранить их невозможно. А когда молодой, способный, толковый парень с университетским образованием погибает, общественность неистовствует. Вот почему эту возможность предложили вам. Также нужно показать, что вся эта затея не для кучки избранных, самых умных и талантливых. Антарктическим базам нужны слесари, электрики и повара. То же самое потребуется и марсианским базам. Компания хочет показать всему миру, что после правильной подготовки работать на Марсе сможет любой.
«Билет в один конец», Дж. Морден

Всего на Марс отправляются семь заключенных и один менеджер-сотрудник фирмы. Если они преуспеют — их совсем необязательно возвращать назад, не преуспеют — никто о них даже не вспомнит, запуск «на околоземную» уже давно отработан и даже сравнительно дешев (в сравнении с возвратом космонавтов с Марса), да и технологии анабиоза в этом мире уже отработаны.

Не учли они лишь одного...

Некоторые преступники и на Марсе остаются преступниками

И на Марсе начали убивать.

-3

Да, вот так сюрприз — на пожизненное невиновные попадают редко.
После скольки-то лет заключения большинство и впрямь исправляется, на что и понадеялась Корпорация, но... Не повезло.

Так что мы имеем дело еще и первым в своём роде произведением, обыгрывающим детектив в жанре «твёрдой» научной фантастики. Интересное и необычное сочетание, скажу я вам.

И ведь начиная с середины книги интрига только возрастает: успеют ли найти убийцу до того, как оставшихся станет недостаточно для выживания?

Книга написана под впечатлением от «Марсианина»

А это, в свою очередь, означает обилие разного рода «перебивок», электронной переписки и прочего, что однозначно работает «на атмосферу».

Если вы — поклонник такого способа повествования, то книга вам наверняка «зайдёт» вне зависимости от всего остального.

И она в кой-то век переведена человеком, который знает, что переводит.

Серьезно, в наше время — это не право читателя, а роскошь. И тут, как и с «марсианином» — я нашел только лишь один «переводческий ляп».

Заклёпочники, поднимаем кошельки руки вверх!

А теперь — доводы «против»

Завязка сюжета объективно тупая. И это не противоречит предыдущему.

Представьте себя на месте такой вот корпорации. Вы не просто решили строить базу на Марсе, а ещё и выбили госконтракт под это дело. Ну даже пусть с роботами вы облажались, пусть строят люди, но в чём проблема с риском?

А когда молодой, способный, толковый парень с университетским образованием погибает, общественность неистовствует.

Почему бы не воспользоваться пиар-машиной «Паноптикума» для того, чтобы заведомо представить этих строителей как героев? Истории первого и тринадцатого «Аполлона» продемонстрировали, что при должной подаче материала даже кризисы, влекущие или способные повлечь за собой смерть космонавтов могут восприниматься как героизм последних, а не чья-то тупость.

Никто публично не обвинял «Beech Aircraft» за неправильные контакты в кислородном баке, и даже за то, что их же работники умудрились его уронить. Просто. Поручите. Работу. Своей. PR. Службе!

Развязка очевидна уже с середины.

Я не буду её «спойлерить», так как до середины ещё надо дочитать, но в целом к какому-то моменту становиться интересно посмотреть на то, как автор приведёт к финалу, а не на то, каким он будет.

Я бы не сказал, что интриги здесь совсем уж нет, но с какого-то момента сюжет «встаёт на рельсы» и вытягивается исключительно за счёт описания мира

Сама концепция напоминает «Дом-2 в космосе».

Да, вместо дур и дураков в фиолетовых костюмах здесь суровые зэки в скафандрах, но у меня ассоциации с этим сериальным продуктом выстроились четко:

8 человек, которые ну никак не могут ужиться вместе вынуждены находиться под одной крышей и строят дом базу, а между тем разгорается Конфликт Сезона.
Это было бы для меня фатальным недостатком, если бы действия не происходили в нежно любимом мною сеттинге.

Вместо итога.

Я лично считаю, что имеет смысл посмотреть хотя бы на ознакомительный фрагмент, чтобы понять, а надо ли оно вам?

Я прочёл книгу и остался в некоем «состоянии суперпозиции», когда мне произведение одновременно как бы и понравилось, но как бы и не понравилось. Очень странное послевкусие, скажу я вам, но всё же оно того скорее стоит, чем нет.
По крайней мере — для меня.

***

Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи:

—> Что можно (пере)читать на этих выходных
—>
Как быстро отличить хорошую книгу от плохой?
—>
Рецензию на «Гиперболоид инженера Гарина»