Экранизация романа Л.Н. Толстого «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук, 1965-1967г.
Бондарчук снял четырехсерийную киноэпопею по роману «Война и мир». Мне этот вариант нравится больше всех зарубежных, вместе взятых. Во-первых, русскую классику очень сложно снимать, получается чаще всего эдакое изделие в стиле «а ля-рюс», а этого быть не должно.
Тоже самое можно сказать и о попытках экранизации английской классики. Очень сложно выдержать стиль и манеры великобританцев.
В данном случае речь о том, что в экранизации Бондарчука были «состарены» главные герои. Не все - Вячеславу Тихонову как-то все-таки удалось приблизиться к возрасту князя Болконского. Огромная удача всего фильма и замечательная работа Тихонова. Людмила Савельева – безусловно Наташа Ростова.
С парой Пьер Безухов – Элен Курагина вышло несколько сложнее. Сам Бондарчук не попадал в возраст 20-летнего Пьера. Сергею Бондарчуку было 42 года, он очень хотел сыграть Пьера, роль у него, безусловно, получилась, если закрыть глаза на то, что в начале фильма Пьеру все-таки 20 лет.
Все равно, Пьер Безухов Бондарчука - самый глубокий и лучший, разумеется, для меня.
С Элен Курагиной, на мой взгляд, все обстоит хуже. Понятно, что режиссер хотел видеть в этой роли свою супругу. И сама Ирина Скобцева фактурно идеально подходит на роль Элен.
Если бы не возраст. Элен Курагина – невеста, девица «на выданье», ей не может быть больше 25 лет. И даже 25 лет – предел недопустимый для первой светской красавицы, дочери князя Василия. В 25 лет она должна была иметь либо физический недостаток, либо дурную репутацию. Ни того, ни другого в романе Толстого не сказано об Элен.
Напротив, Анна Павловна Шерер говорит о ней, как о молодой девушке.
Становится понятно, почему и на роль хозяйки салона Анны Павловны была приглашена 57- летняя Ангелина Степанова. В романе Анне Павловне 46 лет, но, согласитесь, 46-летняя Шерер нелепо выглядела бы, показывая Пьеру на 35-летнюю «молодую девушку».
Я понимаю сложность роли Пьера Безухова, молодой актер с ней вряд ли справился бы. Это и можно наблюдать в американской и английской экранизациях. Бондарчук здесь очень даже логичен и удачен.
Но роль Элен Курагиной не настолько сложна, чтобы доверять ее взрослой тетеньке, которая нелепо выглядит при всех своих внешних достоинствах. Нет в этой роли тех глубин, которые необходимы для игры Наташи Ростовой.
Элен – застывшая восковая фигура античной, мраморной красоты. Второстепенный персонаж, на роль которого вполне можно было найти молодую красавицу и не портить эпопею.
Сергей Бондарчук – замечательный советский режиссер, но и у самых лучших мастеров случаются промахи. Особенно часто это бывает именно с близкими людьми, участвующими в фильмах, мягко говоря, «не совсем в своей роли».