Наверное, абаканцы уже привыкли к тому, что ежегодно несколько школ и детских садов нашего города включаются в реестры лучших по стране. Всё чаще наработки образовательных учреждений столицы Хакасии получают высокую оценку и признание федеральных экспертов. А возможным это становится, прежде всего, благодаря тому, что во всех абаканских детсадах и школах работают настоящие профессионалы своего дела, педагоги по призванию. Сегодня мы познакомим читателей «Абакана» именно с таким педагогом — воспитателем детского сада «Чайка» Ириной НАГОРНОЙ.
Почему корреспондент «Абакана» решила «пойти в гости» именно в детсад «Чайка» и конкретно к Ирине Викторовне? Этим летом по результатам Всероссийского открытого смотра-конкурса «Детский сад года» из 72 044 дошкольных организаций со всей нашей большой страны были выбраны 500 лучших, и в числе победителей оказались два абаканских детсада, один из которых — «Чайка». В августе этот один из старейших детсадов Абакана отмечает свой 53-й день рождения, и ровно 30 лет в «Чайке» без перерыва работает Ирина Нагорная. В августе 1990 года в трудовой книжке Ирины Викторовны появилась единственная запись: «Принята на должность воспитателя детского сада “Чайка”«. С тех пор выпускница физико-математического факультета Абаканского педагогического института и учит дошколят всему, что нужно им для дальнейшего успешного обучения в школе. Пример выпускников Ирины Викторовны подтверждает справедливость суждения: от того, что будет заложено в детей на дошкольном этапе, зависит, каким будет завтра наших малышей, их дальнейшие успехи.
— Ирина Викторовна математик по образованию, и при работе с детьми она традиционно уделяет много внимания математическому развитию ребятишек. Как показывает опыт, выпускники Ирины Викторовны позже в школе успешно справляются с учебной программой по данному предмету. Опытный педагог работает с детьми старшей и подготовительной групп, то есть занимается непосредственно подготовкой ребятишек к школе. И многие родители при комплектовании старшей группы просят записать их ребенка именно к Ирине Викторовне, — рассказывает о коллеге заведующая детсадом «Чайка» Екатерина КУЗНЕЦОВА.
Однако желание многих родителей доверить подготовку к школе своего ребенка именно Ирине Викторовне не всегда совпадает с возможностями детсада по комплектованию логогруппы. Дело в том, что уже много лет Ирина Нагорная работает воспитателем группы компенсирующей направленности, это логопедическая группа, где занимаются дети, которым требуется определенная коррекция речи. Вот так интересно сложилась профессиональная судьба нашей собеседницы: выпускница физмата учит дошколят азам математики и правильной, грамотной речи. И еще большой вопрос, что сложнее преподавать — физику и математику в средней школе или научить всему, соответствующему их уровню, маленьких детей.
— Вообще, в детском саду я, можно считать, оказалась случайно, не могу сказать, что с детства мечтала о профессии
воспитателя. После школы поступила на физмат, так как мне всегда нравились и легко давались такие предметы, как математика и физика. Однако еще во время прохождения педпрактики в школе поняла, что работа с учениками средних классов совершенно не мое дело. К моменту окончания института я узнала, что в детском саду неподалеку от моего дома открылась вакансия воспитателя, — так я и пришла 30 лет назад в родную теперь уже «Чайку», — делится воспоминаниями о начале трудового пути моя собеседница.
Чем привлекала молодого специалиста работа с малышами в детском саду?
— Прежде всего, это сами дети: они такие добрые, открытые, позитивные! — продолжает педагог. — От общения получаешь столько радости, тепла — просто невозможно передать это словами. Я уже не представляю себе другой профессии, того, как можно жить без ежедневного общения с моими такими родными детьми! Они так искренне доверяют тебе, что это доверие невозможно не оправдать. Более того, я каждый день сама многому учусь у своих деток, — к примеру, радоваться таким мелочам, которые мы, взрослые, уже не замечаем в повседневной суете.
Это со стороны работа воспитателя детского сада кажется делом несложным. На самом деле воспитатель — это и, как сказали бы в школе, учитель-предметник, а еще и массовик-затейник, тонкий психолог и мастер на все руки, ведь с детьми нужно и лепкой заниматься, и рисованием, и разного рода рукоделием, и много еще чем. Также хорошего воспитателя отличает умение грамотно управлять детским коллективом. Группы в детсадах сегодня большие, в то же время нужно к каждому ребенку найти свой, индивидуальный подход. Стеснительного раскрыть, помочь ему преодолеть скованность. А слишком активного нужно суметь немного утихомирить, так увлечь общим делом, чтобы он старался помочь другим. Главное, чтобы воспитатель сумел грамотно мотивировать детей на ту или иную деятельность. В этом и заключается талант педагога, работающего с дошколятами, — сделать для них получение новых знаний интересным занятием. У Ирины Викторовны это получается мастерски.
— Воспитанники Ирины Нагорной традиционно становятся призерами многих городских, республиканских конкурсов. Однако Ирину Викторовну отличает и такой момент: она практически всех детей в группе умеет делать «звездочками»: одних — в чтении стихов, вторых — в конструировании, третьих — в математике и т. д. На протяжении многих лет она является наставником для наших молодых специалистов, отправляем к ней мы и студентов-практикантов — со всеми Ирина Викторовна находит общий язык, охотно делится профессиональным опытом, — отмечает заведующая детским садом.
Известно, что успеха воспитатель может добиться лишь в случае слаженной работы с родителями. Это одно из важных направлений в работе педагога: найти подход и к родителям своих воспитанников, сделать их своими единомышленниками.
— Родители у нас просто замечательные, — подхватывает мысль педагог, — всегда идут навстречу: это касается и вопросов воспитания, и помощи в оформлении наших площадок, в организации праздников. Хочу обратиться ко всем родителям детей дошкольного возраста: активно участвуйте в жизни вашего ребенка. Вы не представляете, сколько гордости у детей вызывает совместное участие с мамой или папой в конкурсах, веселых эстафетах. Время летит очень быстро, нужно успевать ценить такие моменты.
Современные родители, по словам Ирины Нагорной, в большинстве своем уделяют много времени и сил разностороннему развитию своих детей. Тем более, сегодня в городе созданы все условия для этого: различных секций, кружков и творческих студий множество. Но важно, чтобы у ребенка было и свободное время — дошколенок должен уметь себя занять самостоятельно. Не должны взрослые всегда решать за малыша, поминутно расписывая его график, считает специалист.
За тридцать лет работы Ирины Викторовны с детьми неоднократно менялись подходы, профессиональные стандарты дошкольного образования. Однако, уверяет моя собеседница, для нее главным в работе всегда было стремление понять каждого своего воспитанника, разделить с ним все его тревоги и огорчения, радостные моменты, помочь преодолеть трудности и страхи. В то же время воспитатель должен и подготовить своих любимых малышей к тому, что вскоре им предстоит учеба в школе, а потому нужно научить их быть дисциплинированными и внимательно выполнять задания педагога.
Сама Ирина Викторовна и сегодня, несмотря на огромный педагогический стаж, постоянно учится, тем более что, по ее замечанию, интернет дает возможность получать новые знания без отрыва от рабочего процесса. Даже после 30 лет работы в детсаду, к каждому занятию педагог готовится как в первый раз, а всё потому, что «дети-то другие, вот и тему с ними изучать нужно по-новому». Молодым коллегам опытный воспитатель также советует никогда не останавливаться на достигнутом уровне, постоянно продолжать учиться.
Одним из основных слагаемых своего профессионального успеха моя собеседница называет, прежде всего, слаженный творческий коллектив «Чайки» в целом и свою напарницу — Людмилу Владимировну КУЛИТУ. Вместе женщины работают уже на протяжении 20 лет!
— Мы органично дополняем друг друга: Людмила, как человек очень творческий, организует такие занятия, как пение, танцы, разные виды рукоделия; я больше склонна к тому, чтобы заниматься с детьми конструированием, экспериментаторством, исследовательской работой. В итоге наши дети получают весьма разносторонние знания и умения, — с гордостью за результат от продуктивной работы с коллегой говорит в заключение Ирина Нагорная.
Остается только пожелать столь слаженному тандему Ирины Викторовны и Людмилы Владимировны дальнейших профессиональных успехов и творческого задора!
Ольга КАРАЧАКОВА,
Фото из архива детского сада «Чайка»