История одних городов начинается с зарождения промысла, других – со строительства крепости, третьи возникли на пересечении торговых путей. История Улан-Удэ – это история взаимоотношений между Россией и Дальним Востоком. В них было стремление к экономическому и военному господству, но всё же, развивались они за счёт деловых и культурных связей, за счёт усвоения народных традиций и новых способов хозяйствования.
В 2016 г. Улан-Удэ празднует 350-летие со дня основания. Отмечают юбилей города как особое событие национального и международного масштаба, которое имеет духовное и политическое значение для Республики Бурятия в целом.
Вместе с братскими людьми
«В 1666 г. русский казачий отряд под руководством Гаврилы Ловцова поставил на высоком берегу, в устье реки Уды, избу для сбора ясака с местного населения, назвав это «Удинским казачьим зимовьем». Выбор места был продиктован благоприятными природными условиями, удобным стратегическим расположением. Недалеко от зимовья находилась оживлённая речная переправа - со скалистого, с крутыми обрывами холма было очень удобно контролировать как долину реки Уды, так и селенгинские степи, поэтому московское правительство приняло решение о строительстве укрепительных сооружений, и уже в 1680 г. зимовье было преобразовано в острог. В 1689 г. строительство закончилось, и острог стал административным и военным центром Забайкалья», - таким вот образом с характерно окрашенными выражениями: «под руководством», «был продиктован», «удобно контролировать», «правительство приняло решение», описывается начало истории Улан-Удэ на одном из сайтов. Всё это немного напоминает картину «комсомольской стройки», инициированную «Кремлём».
Колонизация Сибири и присоединение Бурятии к России – сложные процессы, и историки не берутся дать им однозначную оценку. Вместе с тем они вписываются в геополитическую ситуацию 15-17 вв. Благодаря активной колониальной политике Старого Света в этот период разрастается масштаб международной торговли. Россия, будучи крупнейшим поставщиком пушнины на мировом рынке, испытывает потребность наращивать добычу «мягкого золота», и это становится одним из стимулов её экспансии на восток. От 10 до 30% всех поступавших в государственную казну доходов в 17 в. давал пушной промысел в Сибири. Регион Северной Азии представлял огромный интерес для Российского государства, но не просто было освоить его бесконечное пространство, и колонизация растянулась на несколько столетий.
Первые российские документы, содержащие сведения о бурятах, именуют их «братами», «братскими людьми», однако характер отношений с этими кочевниками-скотоводами вплоть до конца 17 в. был далёк от единения. В начале столетия существовала высокая конкуренция между бурятами и русскими при обложении данью населения некоторых сибирских территорий, а в дальнейшем, когда царская администрация осознала, насколько богата «братская земля», туда отправили казаков и служилых людей. При сборе ясака они прибегали к коварной тактике ордынцев; а переселявшиеся сюда вслед за ними крестьяне распахивали пастбища под поля и огороды - всё это привело к оттоку бурят. Но вскоре этнополитические конфликты в Монголии изменили отношение братов к русским, и в 1727 г. Бурятия вошла в состав России.
С 1680 г. Удинский острог становится перевалочным пунктом русских купеческих обозов на пути в Китай. В течение 10 лет он также приобретает значение центра внутренней торговли, в 1689 г. ему присваивают статус города в составе Иркутского воеводства с названием Верхнеудинск. В 1710-х интенсивно развиваются городские поселения – жители слобод занимаются хлебопашеством, ремеслами, перевозкой товаров, охотой, рыбной ловлей. С 1780 г. в Верхнеудинске начинают регулярно проводить торговые ярмарки. Главным товаром был хлеб, который у верхнеудинских земледельцев приобретали для снабжения Читинской области и Нерчинского края, а для жителей европейскойю части России здесь закупали китайский чай. Золотая лихорадка в Сибири существенно стимулировала торговый оборот: в 1860-х он доходил до 1,5 млн., а в 1870-х - до 3 млн. руб., причём операции в основном проводили за наличные. Купеческое сословие играло большую роль в развитии города. За счёт пожертвований строили дамбы, пожарные каланчи, больницы, гимназии, церкви, поддерживали сирот и переселенцев.
В советское время город не утрачивает значение связующего звена в географическом, политическом и этнокультурном планах. 6 апреля 1920 г. Учредительный съезд трудящихся и партизан Прибайкалья провозгласил создание Дальневосточной республики (ДВР) – многонационального демократического государства, территория которого охватывала 1/8 часть Сибири. В сложной обстановке послереволюционных лет оно играло роль буфера между Советской Россией и Японией. Верхнеудинск стал столицей ДВР; после ликвидации ДВР в 1922 г. - центром Прибайкальской губернии Дальневосточной области РСФСР; а с 30 мая 1923 г. – столицей Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики (Буряттская АССР с 1958 г., Республика Бурятия с 1992 г.). 27 июля 1934 г. Верхнеудинск переименован в Улан-Удэ.
Бизнес: традиции и инновации
Во времена царизма в структуре городского бизнеса преобладала торговля, в советскую эпоху здесь появились крупные промышленные производства. В 1936 г. было принято Постановление Совета труда и обороны СССР о строительстве Улан-удинского авиационного завода, а в 1939 г. была пущена его 1-ая очередь. За всю историю предприятия на нём было сделано более 8 тыс. летательных аппаратов – самолетов и вертолетов. Сейчас УУАЗ входит в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации Ростех, продукция завода известна во всём мире.
Сейчас, наряду со специализацией на производстве и ремонте транспортных средств, бизнес в Улан-Удэ всё больше ориентируется на развитие инфраструктуры туризма и пассажирских перевозок, что приносит хороший доход. Столица Бурятии внесена в список наиболее ценных городов России – здесь зарегистрировано 234 памятника истории, искусства, архитектуры и градостроительства. По свидетельству мэра А.М. Голкова интерес к Улан-Удэ определяют такие факторы как близость Байкала, прекрасная рекреационная зона, местонахождение Духовного управления буддийской традиционной сангхи России. В последнее время туристов из соседних Монголии и КНР весьма привлекают возможности шопинга. В Улан-Удэ действуют только местные торговые сети и ритейлоры, поэтому цены на товары ниже, чем по ту сторону границы. Город предлагает оптимальные условия для поездок в Юго-Восточную Азию: выполняются регулярные авиарейсы в Токио, Сеул, Пекин и другие города, а по автотрассе или ж/д ветке, которые проходят через Улан-Удэ, путь к Жёлтому морю можно сократить на 1200 км.
Связи с соседями развиваются во всех направлениях. В августе состоялось очередное мероприятие - XIV Байкальский форум менеджеров, его тема: «Улан-Удэ – ворота в Азию. Международное сотрудничество малого и среднего бизнеса». В его рамках прошёл круглый стол по обмену опытом в привлечении инвесторов для организации производств в Сибирском регионе, обсуждение механизмов поиска иностранных партнёров, интересных проектов для них и выхода отечественных производителей на зарубежные рынки. Помимо теории была ещё и практика - прорабатывались реальные перспективы сотрудничества с иностранными партнёрами из Китая, Монголии, Южной Кореи и др. стран. Форум проходил на 2-х площадках – в Улан-Удэ и Улан-Баторе.
В сентябре столица Бурятии и поселок Гремячинск примут V Международный форум «Байкальский диалог», в организации которого принимают участие Государственная Дума РФ, Минэкономразвития РФ и Правительство Бурятии. К участию в мероприятии приглашены политики, представители бизнеса, науки и гражданского сообщества. Делегаты от России, КНР, Японии, Монголии, Южной Кореи соберутся обсудить пути решения актуальных геополитических проблем. Основная тема дискуссий: «Международное и приграничное сотрудничество в целях развития Байкальского региона».
Сегодня, как и всегда, Улан-Удэ притягивает своими неисчерпаемыми возможностями для развития отношений между народами: узы дружбы и деловые связи, культурный обмен и религиозное общение, экология и технологические инновации – всё это имеет огромное значение в современном мире. История города, как история Бурятии, полнится традициями добра.
Подготовила Людмила Калинина
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!