Найти тему
Рушель Блаво

Родительство на практике. Осознанность. Что это такое и как ей научить?

Человек должен понимать, что мир — это логичная система, в которой всё связано со всем, ничего не берется из ничего и не девается в никуда. Рушель Блаво
Человек должен понимать, что мир — это логичная система, в которой всё связано со всем, ничего не берется из ничего и не девается в никуда. Рушель Блаво

Итак, перед родителями, кроме одеть-обуть-накормить-развлечь, стоит ответственейшая задача — научить ребенка думать, быть осознанным. Что это значит?

Человек должен понимать, что мир — это логичная система, в которой всё связано со всем, ничего не берется из ничего и не девается в никуда, объективно существуют причинно-следственные связи. Если мы не видим этих связей, это значит только одно: мы их (пока) не видим или не хотим видеть, а вовсе не то, что их нет. Чтобы получить некий результат, следует на него поработать, сделать то, что его обеспечит. Если принимаешь какое-то решение, то должен твердо знать, зачем. Нужно постоянно иметь в виду и то, что на каждом шагу, каждую минуту любой человек делает какой-то выбор. И выбирать надо осознанно, не бездумно! Если не сделаешь выбор ты, кто-то сделает его за тебя, ты не можешь устраниться из ситуации выбора. Но ты можешь взять решения в свои руки! Распоряжайся собой — и у тебя появится маневр. Откажись от управления ситуацией — и тобой станут бесконечно манипулировать кто ни попадя.

Рушель: Многим людям кажется, что постоянное думание лишает жизнь романтического флера. Человек превращается в этакий ходячий компьютер. Одна моя подопечная пожаловалась: «Я же не машина! Мой отец буквально с пяти лет стал задавать мне вопросы: зачем ты это делаешь? что нам это дает? Откуда я знала, зачем я делаю то, что делалось? Почему он терроризировал меня, заставляя искать мотивы поступков, рациональные объяснения происходящему? Мне хотелось безмятежно жить, как жилось. Он крал мое детство…» Я попросил ее привести примеры. Она рассказала о таком типовом эпизоде. Вот она, пятилетняя девочка, хочет посолить чай. А отец спрашивает, зачем она это делает и какой результат надеется получить. Мы проанализировали ситуацию. Оказалось, она хотела попробовать соленый чай — не будет ли он вкуснее, чем привычный сладкий. Отец хотел, чтобы она сформулировала свои цели; он ей ничего не запрещал — только предлагал самой себе отдавать отчет, что и почему она делает. Но она предпочитала не задумываться о своих мотивах, полагая, что можно что-то делать «просто так». Женщина была очень удивлена, когда поняла, что отец просто обучал ее осознанности. Кстати говоря, он в этом преуспел: несмотря на внешнее сопротивление, моя подопечная отлично справлялась с планированием своей жизни и реконструкцией причинно-следственных связей в ней. Вот только оставались претензии к отцу, которые общими нашими усилиями разрешились и уступили место благодарности. Именно он научил ее думать, требуя отдавать себе отчет в причинах и следствиях тех или иных действий.

Люди очень удивляются, когда говоришь им, что нельзя что-то сделать «просто так». Анна Блаво
Люди очень удивляются, когда говоришь им, что нельзя что-то сделать «просто так». Анна Блаво

Анна: Люди очень удивляются, когда говоришь им, что нельзя что-то сделать «просто так». Всё, что мы делаем, мы делаем зачем-то, для чего-то. Даже если мы смотрим глупый фильм, у нас есть цель — убить время. Цели могут представляться низменными, даже стыдными, но они всегда существуют. И следует отдавать себе отчет, по какой причине ты делаешь это, а не то. Понимая свои мотивы, ты сможешь откорректировать ситуацию, что-то изменить, если окажется, что твой мотив тебе претит (бывает, что ты не отдаешь себе отчета, как бы нарочно сам от себя скрываешь истинную подоплеку своих поступков, внутренне понимая, что это нехорошо). Учась понимать себя, мы одновременно учимся понимать и других; разбираться в причинах поступков людей; учимся еще и не осуждать себя и других, а исправлять промахи, и свои, и чужие. Постоянно включенная осознанность делает мир выпуклым, живым; человек не шарахается в тумане по каким-то диковинным лабиринтам, а полнокровно живет здесь и сейчас. Это очень правильные установки.

Как приучить себя к осознанности? Начните с того, чтобы четко формулировать для себя все свои цели и задачи. Я сейчас делаю то-то для того-то. Потом буду делать то-то, чтобы получить то-то. Проговаривайте сами с собой все происходящее с вами. Не забывайте задавать себе вопросы: «Почему? Для чего? Отчего?»

Это приведет вас для начала к неожиданным выводам. Потом откроет удивительные алгоритмы, о которых вы никогда не задумывались. Вы научитесь мыслить в парадигме: «Чтобы получить то-то и то-то, надо сделать то-то и то-то». Для многих это становится самым настоящим прорывом к самим себе!

Рушель: Мы обсуждали с одной моей подопечной ее работу над осознанностью. Она рассказала: «Каждое утро, прежде чем выйти из дому, я красилась. Никогда не задумывалась, что и как я делаю, почему. А тут стала задавать себе вопросы. Зачем я накладываю на лицо крем-основу? Чтобы избежать соприкосновения краски с кожей. А почему это важно? Кожа от краски может сохнуть, шелушиться. А зачем мне наносить тон? Потому что я привыкла его наносить. Можно ли обойтись без него? Да, если я иду гулять с собакой. Нет, если я иду на деловую встречу. И я сделала вывод: если я отправляюсь на деловую встречу, я хочу хорошо выглядеть и поэтому тщательно крашусь, перед этим нанося уходовую косметику. Если я просто иду гулять с собакой, или в магазин, или вынести мусор, я просто наношу уходовую косметику и не парюсь “боевой раскраской”».

Анна: Очень часто мы что-то делаем, потому что привыкли так делать, потому что так делают другие люди, потому что что-то подобное делали наши родители. Но стоит подключить осознанность, мы понимаем, что вполне можем отказаться от лишних ритуалов и избыточных движений. Зачем отказываться от лишнего? Чтобы не забивать свою жизнь шлаком. Всегда есть реально важные дела. Какой смысл пренебрегать ими, чтобы исполнять что-то ненужное? Между прочим, и полноценный отдых, «сброс» напряжения — тоже весьма важное дело. Лучше отдыхать, чем исполнять «ритуальные пляски», от которых можно отказаться. Или уж исполнять их, твердо отдавая себе отчет в том, что нам важен ритуал ради ритуала: я так делал и буду делать, потому что так делают все, а я хочу быть как все. Это тоже осознанный выбор.

Маленький человек, родителями которого вы гордо именуетесь, пришел в мир совсем неискушенным, он — чистый лист.  Рушель и Анна Блаво
Маленький человек, родителями которого вы гордо именуетесь, пришел в мир совсем неискушенным, он — чистый лист. Рушель и Анна Блаво

Первый шаг к осознанности — проговаривание всего, что делаешь. Очень важно, чтобы ребенок как можно больше слышал родительских монологов, свидетельствующих об осознанном поведении, вдумчивом планировании событий, о важности постоянно апеллировать к логике и здравому смыслу.

Кроха еще не знает слов, но пусть привыкает к вербализации целеполагания. Вы сами не заметите, в какой момент малыш начнет вас понимать, а потом — и включаться в ваши монологи. Язык — важнейшая знаковая система в распоряжении человека. Мы думаем посредством внутреннего проговаривания слов, фраз. Учите ребенка говорить, говорите с ним постоянно! Пусть вас не смущает, что он может чего-то не понимать и то, что приходится объяснять и проговаривать очевидные вещи. Они могут быть очевидны для вас, людей с опытом, но для ребенка — нет. Помогите ему их присвоить, разобраться с ними.

Рушель: К сожалению, нынешние родители зачастую не имеют потребности разговаривать с ребенком, общаться. Они его, несомненно, любят, заботятся о нем, покупают хорошие вещи, игрушки, водят в парки развлечений. Но вот поговорить времени не находят. Впрочем, если время и есть, то отсутствует информационный повод. Мамы и папы понятия не имеют, о чем бы таком поговорить с ребенком. У многих это вызвано собственной неуверенностью: им кажется, что ребенку от их «бубнежа» будет скучно, неудобно лезть к нему с разговорами. Дорогие мамы и папы, отбросьте свои комплексы! Маленький человек, родителями которого вы гордо именуетесь, пришел в мир совсем неискушенным, он — чистый лист. Он с радостью реагирует на любое внимание к себе, на любые разговоры. Так или иначе он использует каждый момент общения с вами, чтобы обучаться взаимодействию с людьми, узнавать что-то новое о жизни, которую начал жить. Говорите с ним обо всем, будьте своего рода акынами — что вижу, то и пою. Делайте выводы из своих наблюдений, озвучивайте, делитесь с ребенком, спрашивайте, понятно ли ему, присоединяется ли он к вашим точкам зрения. Это великолепные упражнения, закрепляющие связь родитель-ребенок, а вместе с тем — тренинг осознанности для обоих.

Анна: Как профессиональный дефектолог вынуждена констатировать несколько настораживающих тенденций сегодняшней жизни. Во-первых, дети в основном довольно поздно начинают говорить. Не последнюю роль в этом играет нежелание и (или) неумение родителей разговаривать с маленькими детьми. Взрослым представляется, что общих тем нет; поэтому они отделываются какими-то отрывочными возгласами типа «Ай-ай-ай! Ням-ням! Ава гав-гав!» Ребенком умиляются, с ним сюсюкают, но с ним не разговаривают! Соответственно, не говорит и он, полагая что всякие гав-гавы — это и есть коммуникативная норма. А поскольку мыслит человек с помощью внутренней речи, то ребенок, не умеющий говорить, и думать не умеет. Позднее говорение автоматически предполагает позднюю апелляцию к логической деятельности, позднее включение мыслительных процессов. При необходимых стараниях упущенное время удается наверстать. Но зачем его упускать? Говорите с малышом, чтобы он знал, что говорить — норма, чтобы испытывал потребность в говорении и думании. Во-вторых, взрослые довольно часто пытаются с детьми взаимодействовать с помощью искусственного «детского» языка. Почему ребенок должен сначала думать, что машина называется «биби», и только по прошествии времени узнать правду, что машина — это машина? А собака — собака, а не какая не «ава»? И что за столом люди, в том числе он сам, едят, а не производят «ням-ням»? Говорите с ребенком на равных, приучайте его к звучанию неадаптированной, несюсюкающей, взрослой, зрелой речи. Не притворяйтесь сами маленькими, стимулируйте его желание поскорее стать большим. Это очень важно для самоопределения. Некоторые дети не без помощи взрослых пытаются «застрять» на этапе младенчества. У меня был подопечный, который в 3,5 года так и рассуждал: «Я маленький. Я не хочу быть большим. Не буду большой. Буду маленький». Встречаясь с каким-то трудностями, он не пытался научиться их преодолевать, работать с ними, а объявлял: «Я маленький. Я не буду. Мама придет. Она сделает». Больших трудов стоило объяснить ему, что мама вместо него не научится, например, произносить правильно слова, не перелезет через заборчик, не споет песенку. Задавайте детям планку, к которой надо тянуться, стимулируйте самостоятельность, любопытство, желание поскорей стать большими. (Хотя, конечно, понятна родительская грусть: дети так быстро растут! Вот сейчас у тебя на коленях уютно устроилось теплое пушистое чудо, но не успеешь оглянуться, и уже и думать будет нечего, чтобы подманить к себе угловатого подростка с ломающимся голосом. Но эти стремительные превращения не только грустны, но и отрадны — наше дитя становится на крыло, приобретает все большую независимость, это ли не предмет гордости для нас!)