Найти тему
История нашего мира 2.0

Тяжелый выбор: умереть или стать калекой

III век до н.э. Сирийское царство

В 300 году до н.э. царь Сирии Селевк (правил в 312-281 гг. до н.э.) женился на молоденькой Стратонике, дочери царя Македонии и ряда владений в Малой Азии Деметрия Полиоркета (правил в Македонии в 294-288 гг. до н.э., в ряде регионов Малой Азии, Сирии и Эллады в 312-284 гг. до н.э.).

Жак-Луи Давид. «Антиох и Стратоника» (1774)
Жак-Луи Давид. «Антиох и Стратоника» (1774)

Как часто бывает при таких браках, пожилой супруг всячески обхаживал молоденькую жену. А потому, когда Стартоника обратилась к супругу с пожеланием построить в городе Гелиополь храм богине Гере (жене Зевса) по случаю своего выздоровления от беспокоившей ее болезни, царь выделил Стратонике средства, мастеров, войска для охраны, и все прочее, что было необходимо для постройки храма.

Руководителем этих работ он решил поставить своего любимца, красивого юношу по имени Комбаб из старинного сирийского рода. Когда Комбаб узнал, что ему поручают вместе с царицей строить храм в городе, расположенном далеко от столицы, он начал всячески отказываться от подобного поручения.

Однако Селевк был непреклонен. В конце концов Комбаб понял, что ему все равно придется ехать в Гелиополь вместе со Стратоникой и попросил у царя семь дней отсрочки на улаживания своих дел. Царь пошел навстречу этому пожеланию своего любимца и отпустил его на семь дней домой.

Дома Комбаб оскопил себя и положил эту часть своего тела вместе с миррой, медом и другими благовониями в небольшой, непрозрачный сосуд, который тщательно закрыл и запечатал своей печатью.

Семь дней после этого Комбаб лечился и, более-менее оправившись от этой раны, явился к царю, чтобы исполнять его поручение. Перед отъездом он вручил царю свой кувшин с просьбой сохранить его в безопасном месте и чтобы он не пропал. Селевк для верности поставил на сосуд и свою печать и лично вручил его для сохранности своему казначею.

После этого Комбаб отбыл вместе со Стратоникой строить храм.

На строительство храма ушло больше года. И под конец строительства произошло то, что и должно было произойти: Стратоника начала обхаживать красивого юношу. Он всячески уклонялся от ее знаков внимания.

Тогда Стратоника напилась пьяной, явилась к Комбабу и потребовала, чтобы он стал ее любовником. Тот отказался. Стратоника заявила, что покончит с собой, и сделает так, что виноват в этом будет он, Комбаб. Тогда юноша рассказал царице, что он сделал. Она была ошеломлена. И их отношения переросли в чисто платонические.

Они много общались друг с другом, нисколько не обращая внимания на мнение окружения.

-2

Когда же храм был выстроен, и все вернулись в столицу, нашлось множество лиц, которые побежали к царю с доносом, что Стратоника была ему неверна, и что Комбаб ее любовник.

Селевк велел арестовать Комбаба и доставить его к себе для суда.

Суд проходил в присутствии друзей царя. Селевк обвинял Комбаба в прелюбодеянии, распущенности, измене царской дружбе и оскорблении божества, которому строили храм.

По ходу обвинения вызвали тех, кто донес на Комбаба, и все они под клятвой заявляли, что видели Комбаба и Стратонику в объятиях друг друга.

Комбаб молча выслушивал все, что говорилось на суде, и ни разу не открыл рта.

Когда же суд приговорил Комбаба к смерти за прелюбодеяние с царицей, а царь велел отвести и казнить его, тот впервые заговорил и обвинил царя, что он хочет его казнить не за связь со своей женой, а чтобы завладеть тем кувшином, который Комбаб оставил царю на хранение.

Селевк, пораженный подобным обвинением, вызвал казначея и велел принести сосуд Комбаба. Когда сосуд принесли и вскрыли, осужденный заявил, что с самого начала, как только ему приказали ехать в Гелиополь, он, опасаясь обвинения в совращении Стратоники, оскопил себя сам.

Селевк, как и все присутствующие, был шокирован таким поступком Комбаба.

А когда царь пришел в себя, он приказал казнить всех, кто обвинял Комбаба и Стратонику в прелюбодеянии.

По повелению Селевка в храме Геры в Гелиополе была поставлена статуя Комбабу. А после смерти последнего, местные жрецы ввели его культ, согласно которому есть день в году, когда все, кто желает себя посвятить богине Гере, приезжает в Гелиополь и оскопляет себя, подобно Комбабу.

Ладно, с Комбабом понятно. У него было три пути: сбежать, оскопить себя, умереть по ложному обвинению. Сбежать и жить всю жизнь в нищете и страхе, что его найдут и казнят за измену царской дружбе, он не захотел; принять смерть от рук палача по ложному обвинению побоялся. А прочим, которые пошли по его пути, чего не хватало?

Смотри также: Все ясно - он помешанный
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.