Дороги – это жизненно важные артерии любой страны.К сожалению арктический регион долгое время оставался не у дел. В 1947 году началось строительство железки вдоль Северного морского пути. Сейчас эта дорога известна как 501-я – 503-я дорога.
Начальником этой грандиозной стройки был назначен Василий Арсентьевич Барабанов.
Он родился 1900-м году в Московской губернии в семье зажиточного крестьянина. Активно поддержал революционные идеи, тогда это было модно, как бы сейчас сказали - в тренде. Закончил Военно-хозяйственную академию. Но в армии служил недолго. Барабанова перевели в ОГПУ, на оперативную работу. В 1933 году начал службу в ГУЛАГе. Но через два года его сняли с должности заместителя начальника Дмитровского исправительно-трудового лагеря и исключили из партии, как записано в документах: «за пьянство и сокрытие кулацкого происхождения». В лично деле есть его объяснительная. Оказалось, он участвовал в офицерской вечеринке, когда двое собутыльников решили устроить дуэль. Один был убит. Всех участников наказали.
Судя по всему, Барабанов очень кому-то мешал творить беспредел в лагере, за пьянку тогда редко снимали с должностей. Вот и нашли наиболее уязвимое место в биографии: сын кулака. Но такие ценные специалисты были на вес золота.
В 1942 году Барабанов вновь оказался на Севере. В Абези руководил Северо-Печорским управлением лагерей. А когда началось строительство 501 и 503-й строек, был назначен руководителем этой грандиозной стройки.
О тех временах сейчас принято говорить только негативно. Но полковник Барабанов отличался от многих руководителей. Василий Арсентьевич конечно же хотел выполнить и перевыполнить планы, но не за счёт цены жизни и здоровья заключённых и вольнонаёмных. Он старался улучшить условия труда и содержания. Инициативу и новаторские идеи подчинённых, в том числе и заключённых, не встречал в штыки, а претворял в жизнь.
Известный артист Леонид Оболенский, отбывавший срок на этой стройке вспоминал о Барабанове:
«Какой человек! Совершенно фантастический по тем временам. Не было на Урале ни одного каторжника, который бы плохо его помянул. До него был начальник строительства, который говорил: «Мне не нужно, чтобы вы р аботали, мне нужно чтобы вы мучачлись! А Барабанов дело делал: строил дороги… Стройка была отлажена как часы, никаких гибелей».
В характеристике кто-то написал:
«К недостаткам товарища Барабанова относиться склонность решать вопросы единолично, подчас без учета мнения Политического отдела и парторганизации».
И вот это нервировало некоторых товарищей из партии. Достроить заполярную железную дорогу Барабанов не смог, в 1950 году его перевели на строительство одной из частей Волгодонского судоходного канала. Через два года получил звание Героя Социалистического труда.
После смерти Сталина Барабанова арестовали по так называемом делу Берии. Когда Никита Хрущёв стал обвинять строителя в антиправительственных настроениях, тот остановил словообильного Хрущёва словами:
«Покажите мне, пожалуйста, хоть один подписанный мною документ, чьё содержание идёт вразрез с линией партии. За все годы моей работы в лагерях я только и делал, что выполнял волю партии».
Возразить Хрущеву было нечем. С Баранова сняли все обвинения и даже назначили первым заместителем начальника ГУЛАГа. В 1956 году вышел на пенсию, работал в газете «Известия».
И до самой смерти доказывал, железная дорога в Арктике необходима.
Если эта тема для Вас важна, то обязательно продолжу и жду комментарии.
Ваш В.Л.