Внук "того самого Фрейда" родился в Берлине, однако его семья была вынуждена покинуть Германию в преддверии Второй Мировой войны. Так Фрейд-младший оказался в Лондоне, который навсегда стал его любимым домом.
Его отец был преуспевающим архитектором, Люсьен же мечтал стать художником, но не мог стерпеть, что на пути к мечте столько правил и запретов.
Анархист по духу, он не мог долго ужиться ни в одном учебном учреждении, так что, однажды, показав классу голый зад и снова вылетев из школы, он окончательно решил, что академический путь в живописи - не для него.
Моряком он тоже стать не смог, хотя попытался. Но первый же рейс обернулся хроническим тонзиллитом, так что и здесь с карьерой не сложилось, и Фрейд возвращается к живописи.
Как ученик и близкий друг Бэкона, Фрейд воспримет его стиль и любовь к изображению Плоти (именно так, с большой буквы) лишь спустя лет десять метания между форматами, формами и цветовыми палитрами.
Творчество художника обычно просто делится на два периода: "ранний" и "поздний".
Ранний характеризуют простыми, гладкими мазками и четкими линиями, поздний же похож на перезревший персик, который немного полежал на летнем солнце.
Ранний период - это про молодость Фрейда и его любовь к Китти Гарман.
Кэйтлин была его главной музой и матерью двух чудесных дочек, но взбалмошный характер художника не дал браку продержаться дольше четырех лет. Но это было плодотворное время: вдохновленный древнеегипетским искусством и Фаюмскими портретами, Фрейд писал чудесные картины с волоокой Китти на светлом фоне и с простыми, но очень символичными атрибутами.
Листайте влево, чтобы увидеть другие картины:
А это фаюмский портрет, кстати. Акцент на глаза, простые четкие линии и цвета: посмотрите, какое фантастическое сходство.
Картина "Девушка с котёнком" - одна из самых любимых и у посетителей выставок, и у искусствоведов, и даже у психоаналитиков. А знаете, почему? Последователи Фрейда уверены, что то, как Китти (пер. англ.: котенок) держит котенка, как будто пытаясь его удушить - отражение того, как героиня портрета относилась к самой себе.
А вот как Китти выглядела на самом деле:
После Китти была Кэролайн Блэквуд, с которой Фрейд также продержался лишь четыре года. Помимо официальных жен, у художника было огромное количество любовниц и якобы от 14 до 40 внебрачных детей, каждому из которых он дарил свои картины. Но это все, конечно, слухи, которые очень тяжело проверить, ведь Фрейд тщательно охранял свои личные границы. Однако известно, что после второго брака он начинает пить, увлекается азартными играми и предпочитает животных общению с людьми.
Одно из самых известных высказываний Фрейда - о том, что женщин он любит примерно так же, как и лошадей.
Общение с дочерьми от Китти он также старается ограничить. Эстер и Аннабель вспоминали, что заполучить внимание отца можно было только став его моделью, причем зачастую позировать приходилось голышом.
В шестидесятые стиль Люсьена Фрейда начинает меняться. Он переходит к мощным, объемным мазкам, использует широкие кисти и охристую палитру. Часто пишет себя, используя для этого зеркало. Вглядывание в собственное отражение становится одним из главных лейтмотивов. Интересно, что бы на это сказал дедушка?
Примерно в это же время Фрейд активно увлекается обнаженкой. От стеснительной, практически невинно прикрытой груди Китти, он переходит к беззастенчивому, доскональному изображению человеческого тела таким, какое оно есть, уделяя огромное внимание прорисовке кожи и естественных драпировок из простыней вечно незаправленных кроватей.
Любопытно, что именно кровать становится одним из основных фонов, мест для позирования героев Люсьена. Будто бы художник пытается подчеркнуть важность постели в нашей жизни, одновременно как места притяжения сексуальности и сновидений. Однозначно по Фрейду.
После смерти отца, мать Фрейда впадает в глубокую депрессию и пытается покончить жизнь самоубийством. Люсьен, любящий, глубоко чувствующий, заботливый сын, разумеется, пытается сделать все возможное, чтобы вернуть маме любовь к жизни и отсрочить ее уход.
Он начинает писать ее портреты и в общей сложности тратит на это около 4 тысяч часов. Художник запечатлевает все морщинки на лице матери, тщательно пишет ее лицо и руки, как будто пытается ее запомнить перед неминуемым прощанием.
Фрейд еще при жизни стал невероятно дорогим художником, и посетителей выставок это нередко удивляет: как такие откровенно неэстетичные изображения человеческого тела, могут стоить так дорого и привлекать столько внимания?
Многих раздражает его манера, его любовь к зернистым, охристым цветам и доскональному, зачастую уродливому изображению человеческого тела, кожи, волос. Его обнаженные натуры редко бывают сексуальными, чаще они просто реалистичные. Короче, Фрейд - это не про "красиво", а про натурально, живо и подробно.
И все же именно его услугами портретиста не побоялась воспользоваться сама королева Великобритании.
Британская пресса несколько месяцев разносила Фрейда в пух и прах. Лицо Великобритании, сама Королева изображена как простая старуха. И лишь корона выдаёт ее происхождение и положение в обществе. Морщины на лице, по-старчески мутные глаза и поджатые губы - все говорит о властности, авторитарности Елизаветы, как она есть: без попытки приукрасить реальность в стиле Рубенса или Веласкеса. Это был нонсенс! И всё же портрет занимает почетное место в Королевском собрании живописи.
Несмотря на пристрастие к алкоголю, азартным играм и другие нездоровые увлечения, Люсьен Фрейд прожил долгую жизнь. Он умер в 2011 году в возрасте 88 лет, и похоронен в самом сердце своей любимой Англии.
Напоследок чудесное фото Фрейда с лисичкой:
Спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк, если вам понравился Фрейд или моя статья :)
И, конечно, обязательно подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый пост про очень странное искусство!