Найти тему

[ЭССЕ] Спойлеры: ОСОБО опасны?

[Высказанное в этом...

...в этом...

-2

...и в этом...

-3

...комментарии подтолкнуло меня задуматься над сущностью спойлеров.

Возможно текст ниже не серьезная, всеобъемлющая работа над столь огромной темой, и не совсем эссе, но набросок мыслей на тему:

"Рушат ли спойлеры впечатление от художественного произведения?"

...и всех близлежащих подтем.

Далее по тексту имеются достаточно серьезные спойлеры ко второму сезону Re:Zero и Doki Doki Literature Club - будьте бдительны!

К сожалению, как это не иронично, но обсуждать тему спойлеров не спойлеря - дело околоневозможное.

Приятного прочтения!]

================================================================

-4

Jormungand the Midgard Serpent 2 месяца назад
Однако я считаю за спойлер критическую информацию по главному твисту с контекстом. Если мне покажут просто Брэда Питта, который орет два раза WHAT'S IN THE BOX???, то спойлером это не будет. Однако если я словлю весь контекст сцены, то это, безусловно, спойлер.

...здесь я задаюсь одним подводящим вопросом.

Вопрос!

"Как можно заспойлерить человеку ВСЕ составляющие сцены в каком-либо произведении если этот самый человек спойлера словить не хочет?"

От этого вопроса слегка пофантазируем!

Допустим, у нас есть одна единственная сценка - самая наитипичнейшая, неприметная, шаблонная, предсказуемая гаремная сценка из любого аниме жанра "повседневность". Казалось бы, что может быть проще сцены падения главного героя на героиню и хватание ее за грудь, правда?

Однако, для описания всех компонентов этой сцены вполне себе спокойно можно угробить словес эдак 500-600.

Почему? Да потому что вот из чего состоит одна единственная сцена:

  • Цветовая гамма.
  • Работа камеры, постановка кадров.
  • Музыка - она же наставляет тебя на определенный лад.
  • Игра актеров озвучания ака сейю - не переоценить сколь много удовольствия можно получить от одной только качественно исполненной озвучки, JoJo не даст соврать!
  • Твое личное настроение - от него и зависит какое впечатление на тебя произведет сцена/произведение. Если ты пребываешь в грусти и видишь персонажа, который пребывает в грусти по сходным с твоими причинам - появляется сопереживание, вовлечение!
  • Твое настроение опосля просмотра n-минут серии до этой сцены.

И эта целая куча факторов - лишь первое, что приходит мне, не имеющего опыта в этой индустрии человека, в голову - и над каждым из этих аспектов создатели думали долгой думой, чтоб органично пристыковать их ко всему произведению. И каждую из этих человеческих работ можно брать и рассматривать.

Если тебе удастся сообщить человеку все о той сцене, что его интересует - именно тогда спойлер становится спойлером. Но провернуть подобную гадость с человеком, который спойлеров избегает - дело очень тяжелое.

Потому что человек убежит от твоих долгих пояснений. Он просто не будет читать/смотреть/слушать.

А значит что?

Значит, что спойлеры мы ловим большей части картинками/скриншотами/короткими фразами и прочим-прочим-прочим очень скоротечным стаффом.

С этой мысли я и задаю лично меня всерьез волнующий вопрос, от которого и поведу дальнейшую свою мысль: "А неужели одна короткая фраза или скриншот могут испортить впечатление от сложносочиненной, многофакторной сцены - или даже целого произведения?!"

Однако если я словлю весь контекст сцены, то это, безусловно, спойлер.
ВЕСЬ КОНТЕКСТ СЦЕНЫ

О том я и говорил!

Так получилось, что художественные произведения - что книги, фильмы, манга, аниме, видео и прочая-прочая - не одномерны, непросты и не не сложны.

Каждая часть худ.произведения - это сложноустроенная фиговина созданная с определенной целью и находящаяся внутри еще более сложноустроенной фиговины. Когда заходит речь о спойлерах, немаловажным становится вопрос - а как мы получаем спойлеры, в каком виде/формате и какой объем информации о худ.произведении заставит нас грустить и желать изжить с планеты Земля спойлераста? - именно, потому что художественные произведения сложны.

Они влияют на наше эмоциональное состояния и вызывают эмоции о-о-о-о-ч-ч-ч-е-е-е-е-н-ь-ь-ь-ь разными и многочисленными инструментами. А значит простая фраза стиля "Персонаж С. умер от того, что важный для него человек оставил его в подвешенном состоянии" конечно дает тебе представление о незавидной судьбе персонажа, однако - не передает всего контекста сцены в которой эта судьба случилась.

Банальная мысль, но спойлер - это фраза/картинка, короткая и передающая довольно маленькую часть информации о случившемся. Вырванный из контекста всего произведения или даже одной сцены спойлер может взаправду исказить ваше впечатление о произведении - например, так, что вы подумаете будто случилось одно, когда как случилось АБСОЛЮТНО другое.

Яркий тому пример - The Last Of Us Part II. Трейлеры к этой игре создали у некоторого количества людей определенное, быстро устоявшееся впечатление о сюжете игры стиля: "Он не очень". Как оказалось чуть позже, еще и после сливов сюжета игры - спойлеры вырванные из контекста всего произведения вот не очень хорошо демонстрируют что в сюжете игры на самом деле происходило. Итого: выводы о сюжете сделанные на основе трейлеров/сливов при встрече с полноценной, вышедшей игрой очень вероятно могут стать несостоятельными.

Ни книги, ни игры, ни фильмы не ограничиваются содержанием в них одного БУМ-момента на котором строится все произведение и вызнав, который заранее - ты все произведение поломаешь. Такие произведения, несомненно, есть, но все же подавляющая часть знакомых именно мне произведений - я, к слову, обитаю большую часть своего времени в аниме и игро индустриях - предпочитают упирать не на один единственный момент. Возможно, этот момент взрывной, возможно, поражающ до глубины души, возможно, невероятно шокирующий - но лично я большей частью встречался с аниме/играми, которые доставляют мне какие-либо эмоции, что-то что угодно, на протяжении каждой если не секунды, то минуты своего хронометража.

LLIypuk 64 8 месяцев назад
Ну мне как-то проспойлерили главного злодея в Heavy Rain. Из-за этого когда я сам наконец-то смог поиграть в эту игру - впечатления были скажем так совсем другие. Вместо того что бы пытаться самому догадаться - кто злодей, я проходил игру уже зная кто злодей, но не зная самих игровых ситуаций. Получилось крайне необычно, но я бы предпочел вообще не знать это самый важный спойлер и так я смог бы получить настоящую концовку. В моем же случае была получена одна из наилучших, но все-таки искусственных концовок.

Отходя от примера Heavy Rain, приведу пример визуальной новеллы с которой я знаком поболее - Doki Doki Literature Club.

-5

Переходя к делу сразу - Doki Doki Literature Club я не стремлюсь перечитывать. Мне это дело неинтересно. И так уж вышло, что я ОЧЕНЬ люблю переознакамливаться с понравившимися мне произведениями по нескольку разов.

Эта новелла - не тот случай, когда мне не терпится заняться перечиткой.

И не потому что она вдруг плоха/ужасна/параша и вообще в помойку ее - ни в коем разе.

Doki Doki Literature Club - это очень удобный демонстрационный образец того, как спойлер взаправду может лишить вас смысла проходить новеллу.

Я говорил - автоматически спойлеры не ломают положительное впечатление от проспойлеренного произведения. Эта новелла под мое заявление вообще не подпадает.

Почему?

А все просто.

Эта визуальная новелла до определенной части самой себя - один большущий штамп. Она вся-вся, полностью, от и до, каждой строчкой своего текста упорно делает вид будто она обычная, типичная японская визуальная новелла о встречаниях с милыми-невинными новелло-девочками.

Она обычная! Шаблонная!

Господи меня ошарашь молнией с небес - эта новелла буквально начинается с представления нам друга детства главного героя.

"Ее зовут Саёри, она моя подруга детства, и мы живем по соседству."
"Ее зовут Саёри, она моя подруга детства, и мы живем по соседству."

Ее обычность - это причина по которой перечитывать ее я не желаю.

Потому что она, блин, обычная! Она не заинтересовывает, не интригует, не подводит нас к чему-то большему нежели готовка кексиков/подготовка к фестивалю/посиделки с острой на руки милой, книжной девочкой.

Она просто повседневность - и если зная просто о том сколь популярная эта игра, но не зная почему, и не зная что такое "симулятор свиданий"...в общем, вскоре после первых 15-ти минут чтения ты начнешь задавать вопрос нафига тебе оно вообще надо?

И разумеется, игра делает это осознанно.

Делает она это дабы тебя усыпить, вогнать в состояние покоя и небеспокойства о глобальных целях, чтоб с определенного момента заехать тебе кулачищем по лицу жестокой реальностью этого замечательного мира в котором даже у милых новелло-девочек есть психические расстройства. Она постепенно, планомерно, очень упорно делает вид, что она нормальная дабы потом сказать - не-а, я как твоя бывшая, С ПОДВОХОМ!

Этот тот случай, когда пойманный спойлер смысл читать новеллу уничтожает. Если ты узнаешь, что новелла с какого-то акта меняется и начинает искажаться - ты теряешь эффект неожиданности, который стремилась создать новелла на протяжении всех часов чтения безликого текста.

Но эта новелла - очень серьезная крайность. Она буквально вся сделана ради трех-четырех моментов, когда как все остальные часы чтения нужны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для подводки к этим моментам.

Проще говоря, тебе не будет интересно перечитывать намеренно шаблонный и бесхарактерный текст новеллы - тебе будет интересно еще раз пережить моменты для которых вся мутотня задумывалась.

Юмор шутки спойлера в данном случае таков - я действительно не могу вспомнить произведение столь же накрепко привязанное к эффекту неожиданности.

Более того!

Даже если я проспойлерю незнающему человеку именно те самые ключевые моменты - это все еще не то.

Если я просто скажу: "Девочка Ю. вдруг берет и ставит главного героя в довольно острое положение." - это и близко не передаст того настроения, которое создает в тот момент новелла. Просто потому что новелла в эти самые моменты начинает заниматься тем, чем занимается любое худ. произведение - она тебя заинтересовывает интересной режиссурой, постановкой сцены и прочим-прочим, что другие произведения делают на всей своей протяженности.

Подобные моменты заруинить одним лишь озвучанием факта произошедшего - невозможно.

Если подытожить этот мой поинт:

Авторы реализуют свои идеи фильмами/играми/видео/новеллами/книгами потому что хотят иметь в своем распоряжении как можно большее количество инструментов для манипуляции человеческими эмоциями.

К примеру, очень печальная и очень грустная история:

"Девушке изменил парень, девушку этот парень очень жестоко и хладнокровно бросил, девушка потерявшая огромную часть своей жизни убивает себя.

Конец."

Не сработает так же хорошо как если бы эту же историю всунуть в руки талантливому сценаристу, который дичайше хорош в манипуляциях человеческими эмоциями, правда?

Перейдем к другому, последнему примеру - немалоизвестному аниме Re:Zero, второму сезону, восьмой серии.

"Натсуки Субару был заживо съеден кроликами." - просто фраза, просто констатация факта. Она может вызвать в тебе эмоции ежели ты знаком с прошлыми сериями, прошлым сезоном - например, потому что это самая жестокая и продолжительная смерть Субару? - и персонажем проникнут, персонажу сопереживаешь. Но, на этом все.

Это все, что может передать простейшая констатация факта.

То есть, на самом-то деле, НИ-ЧЕ-ГО

Если просто сказать: "Субару сожрут кролики" дыхание твое не перехватит, шока ты не словишь, за сердечко сдавливаемое тьмой не схватишься, даже имея у себя в голове контекст всех бывших злоключений этого персонажа.

Но, в том же и магия постановки, режиссуры - самого аниме как вида искусства

Если ты привязан к истории Re:Zero и c этой привязанностью посмотришь восьмую серию - ты определенно прочувствуешь эту сцену. Просто потому что люди ее делавшие сделали вообще все возможное дабы сказать нечаянному зрителю вполне себе простую штуку:

"Смотри! Видишь его? Помнишь как он страдал на протяжении прошлых семи серий? Хочешь, чтоб он отдохнул? Держи милых кроликов!"

И ты берешь и говоришь:

"Окей ребят, я понял: теперь мы гуро-хорор."

Сцена всех смертей Субару работает не только потому что сама по себе смерть штука жестокая и трагичная - но и потому что она реализована определенным образом с определенными целями.

"- У нас есть Субару, и мы заставили пройти его через некоторое непотребство! Есть у кого идеи какой сюрприз приготовить ему в следующий раз?

- Кроли...

- Отлично! Делаем!

- Но я еще ничего не сказал!

- Сатела? Появляется? В девятой серии? Понял тебя, записал! Не хочешь стать помощником сценариста?"

И берут эти люди, и начинают выстраивать сцену с кроликами, которая должна зрителя шокировать, и берут эти люди первую встречу Субару со своей вайфу с ключевым сюжетным персонажем из-за которого случились все его печали - и на эти сцены, на их воплощение кидают все свои силы и инструменты.

Потому, даже если ты захочешь проспойлерить кому-то какую-то сцену художественного произведения не похожего по замыслу на Doki Doki с намерением испортить человеку его опыт - у тебя с очень большой вероятностью ничо не получится.

Очень немногие произведения строятся вокруг одного момента, раскрывающего главную тайну. И это касается даже детективов.

К слову, я знал о том как Субару умрет в этой сцене.

И что же?

А ничего - эта сцена все равно шокировала меня до неспособности вдохнуть воздуха ту одну минуту тридцать секунд, что она длилась.

Спойлер на мне не сработал.

Опыт не сломал.

Впечатление не изувечил.

И более того - я ЖДАЛ эту сцену. Потому что хотел увидеть ее - анимированную, живую.

в-третьих, некоторые спойлерасты могут зверски убить такую штуку, как интрига, а это не полусекундный импульс - на интриге может строиться вплоть до 100% произведения.
то же с другими способами создать напряжение. например психологическое. И вот ты уже не смотришь кино нервничая и переживая, то есть вовлекаясь. а просто ждешь когда случится та самая сцена, о которой тебя предупредили.

И это хороший трамплин для уточнения моей точки зрения на конкретном примере.

Re:Zero, восьмая серия, сцена не с кроликами, но с опустевшим селением.

Что происходит?

Субару пережил не самые лучшие свои времена, потерял своего недавно новоявленного друга довольно-таки драматичным образом и понял, что пора ресетать мир и возвращаться на точку сохранения. Но он не убивает себя - и буду честен, лучше бы убил: смерть от кроликов явно не дастся ему беспоследственно - а оказывается в уже знакомом месте, в поселении, в деревне.

Засыпанной снегом.

Где же тут скрывается юмор?

А в 15-ой серии первого сезона - той самой, которая поломала сердечко множества фанатов жестокой смертью одной фиг знает как ее звать синевласой горничной.

Как выглядел предфинал той серии:

Великолепно он, конечно, выглядел - но речь о создании ассоциации.

Снег - ЭТО ПЛОХО.

СНЕГ - ПРЕДВЕСТНИК БЕД!

В общем-то, товарищи аниматоры в восьмой серии второго сезона нам как бы намекают - сейчас будет очень не весело.

Сообразно происходящему заигрывает трек, которому я готов отдать свое почтение - он столь акклиматичный, столь иномирный, что начинает казаться будто Субару на протяжении всей сцены в поселении находится где-то не там где есть люди и точно не там где он бывал раньше.

Он будто оказался в изоляции от реального мира - наедине с вдруг опустевшим поселением, и, как мы потом знаем, с ужасными монстрами.

Трек явно сделан с целью выделяться своей нестандартностью - есть у меня подозрение, что этот тот трек, услышав, который в альбоме полного саунда второго сезона вы сразу поймете: "Это оно!". Что забавно, некоторые реагирующие на аниме ребята подмечали в сцене с кроликами: "Это же сон, правда?".

Если очень упрощать - вот они, два фактора, которые в последствии делают сцену сжирания кроликами Субару по-настоящему страшной, чертовски шокирующей. Благодаря им вы испытаете эмоции, ужасающее предвкушение приближающейся трагедии.

Если вам просто сказать "Субару съедят кролики" , то вы не поймете что это за сцена и не испытываете задуманные автором эмоции.

"Просто ждешь" уже не прокатывает, ведь сцена многослойна - она играет с твоими чувствами разными инструментами - самые очевидные, музыка и этот снег - они намеренно заставляют тебя напрячься. Если тебе не плевать в общем на весь проект и всю эту историю - ты вовлечешься. Это доказывает чуть ли не каждый чертов пост на MyAnimeList под обсуждением этого эпизода.

А уж если ты вызнал себе будущие события...скажем так, опустошенное селение на которое Субару взирает с недоумением в ваших глазах может выглядеть настоящим кладбищем любимых персонажей - потому что кролики съедают все живое на своем пути, под-чис-тую.

Так что, я полностью согласен - есть множество произведений что строятся на интриге большую часть времени.

Re:Zero - одно из таких произведений.

И все же, множество даже таких произведений предпочитают опираться не только на один-два-три момента под конец себя - они еще и дают нечто по пути к финалу или эмоциональному моменту.

Просто потому что это крайне ненадежно, рискованно - полагаться на один-единственный поворот.

...

Если делать вывод:

Я считаю, что спойлеры на самом деле не опасны и не страшны потому что вопрос того, каково произведение именно в деталях, исполнении каждой его детали. Именно уникальный подход автора с необычным видением позволяет ему создавать произведение таким, чтобы оно выделялось. Какое количество деталей, уникальных, авторских творцы добавляют в уже знакомые формулы/шаблоны/клише - именно это определяет сколь уникально произведение.

И если этих деталей много - никакой спойлер произведение не сломает.

Потому что все оно, произведение, требует от зрителя всего его внимания - потому что уникальный стиль создающий уникальную атмосферу короткими словами не передать.

Это все, что я имею сказать.

================================================================

p.s.

Статейка вышла куда более длиной нежели я пытался ее сделать...но уж как вышло.

Если вам, прочитавшим это до конца, вдруг стало неравнодушно - не стесняйтесь оставить комментарий или любую подобную обратную связь!! дабы мне стало понятно: имеет ли свое место подобный контент среди аниме-топов и тому подобного?

Благодарю за внимание - и доброго вам времени суток.

p.s.s.

Изначальный вдохновитель моего размышления на тему спойлеров - канал TheDRZJ и его видео о спойлерофобии. Рекомендую ознакомиться - видео куда лаконичнее моего текста!

p.s.s.s.

Редактура текста производилась под наипотешнейшее видео - Jotaro Ocean Man. Всем советую ознакомиться - фана там, дофига!

p.s.s.s.s.

Отдельная благодарность отходит товарищу Нячине, работавшей над превьюшкой, - если бы не она, я бы со своими великими умениями владения фотошопом мог лишь плакать в подушку.

Оформление - это важно!