Продолжается мертвый сезон естественного пчеловодства. Доцветает золотарник, контрольный улей показывает последние килограммы заноса нектара, самое время задуматься о способах весеннего размножения пчелосемей, выживших после грядущей зимовки без закармливания сахарным сиропом и без осеннего лечения бипином от клеща.
Написанное далее строго не рекомендуется к прочтению деревенским настоящим пчеловодам в 10-м поколении. Я пишу свои байки не для пейзан-аксакалов, а для подобных мне носителей городской (мещанской) культуры, продолжающих верить в целительность натуральных продуктов, или в силу жизненных обстоятельств оказавшихся во враждебной деревенской среде.
Медовые пчелы могут размножаться по-разному: от естественного роения до искусственного осеменения племенных маток племенными трутнями. Большинство любителей меда вряд ли задумываются при облизывании ложки с медом, каким способом возникла пчелиная семья, собравшая нектар для этой ложки. Но некоторым, особо продвинутым, может быть интересна история происхождения пчел-производителей потребляемого меда. Современные промышленные способы формирования новых пчелиных семей основаны на подсадке племенных маток в отводки из старой семьи. Отводок представляет собой несколько ульевых рамок с обсиженными пчелами сотами. Для гарантированного принятия отводком новой племенной плодной матки требуется убедиться в отсутствии старой матки на отбираемых рамках с пчелами и, следовательно, при отборе рамок нужно уметь визуально находить матку среди сидящих на рамке тысяч рабочих пчел. Подсаживая в отводок племенную плодную матку, промышленный пчеловод рассчитывает на то, что в новой пчелиной семье через месяц после подсадки начнут выводиться поколения пчел с облагороженными племенными генами и отводок из гадкого утенка преобразуется в грациозного лебедя. Для моего же естественного пчеловодства ценность меда определяется не племенным геномом пчел (в большинстве случаев южного происхождения), а качеством дикорастущих медоносов и степенью приспособленностью местной популяции пчел к местной окружающей среде, а это, в свою очередь, предполагает самостоятельный вывод пчелами новой матки в отводке из личинок с «местным» генотипом.
Ситуацию с естественным размножением пчел моей пасеки осложняет печальный факт недоступности для меня большей части изобретенных настоящими пчеловодами способов размножения пчел из-за того, что за годы занятий пчеловодством я так и не приучился начинать любой осмотр пчелиного гнезда с поиска пчелиной матки. Для меня, потомственного мещанина, пчелиная семья по-прежнему представляется священной «terra incognita» . Каждое приоткрытие холстика с открывающимся видом шевелящихся пчел вызывает во мне трепетный ужас с непреодолимым желанием поскорее холстик закрыть и продолжать любоваться далее вылетающими из летка пчелами с безопасного расстояния . Тут уж не до поиска матки, тем более, что в используемых мной громадных лежаках на 24 широко-высоких рамки Лазутина найти немеченную матку перебором всех рамок с пчелами - непростая задача и для потомственного настоящего пчеловода. А когда на пасеке до 50 пчелосемей, то процесс поиска маток при осмотрах превращается в неисполнимую задачу.
Итак, маток я не ищу, а рои имеют скверную привычку вылетать, когда их не ждешь, и прививаться, где их не достанешь. Для увеличения поголовья пчел на пасеке остается лишь ждать когда в пустующие улья самозаселятся залетные рои с соседних пасек (в этом году у меня на 25 пустующих ульев оказалось 5 таких гастролеров) или делить семьи на отводки без поиска матки.
Начинал я с попыток повторить методики формирования отводков, применяемые в промышленном пчеловодстве. Казалось, что ничего сложного нет в том, чтобы изъять из гнезда пару рамок с открытым расплодом и подождать месяц пока выведенная пчелами новая матка облетится, оплодотворится и приступит к засеву нового поколения пчел. Может быть, конечно, в промышленном пчеловодстве так и происходит, если свежеиспеченный отводок поставить на разгон с кормлением сахарным сиропом, но в моем естественном пчеловодстве все протекало по другому сценарию. Летная пчела, как ей и положено законами природы, слетала с нового отводка в старую семью. На 2-х рамках расплода оставалось мало ульевых пчел и матки выводились худосочными, неспособными к ускоренному наращиванию силы семьи к началу главного взятка.
На следующем этапе погружения в тему естественного пчеловодства я стал формировать отводки не из всех перезимовавших семей, а только от сильных семей, занимающих к середине мая не менее половины 24-рамочного улья лежака. При этом отводок формировал из половины материнской семьи (не менее 6 рамок, в том числе не менее 4-х рамок с открытым расплодом). Маток я по-прежнему не искал, поэтому с вероятностью 50% старая матка оказывалась в новом отводке или оставалась в старой семье. Новые семьи из отводков стали получаться более сильными, особенно, если старая матка случайно переносилась в новый отводок. В этом случае вся летная пчела возвращалась в старый улей и сильная старая осиротевшая без матки семья успешно выводила качественную матку из оставшегося открытого расплода. Старая же матка не прекращала червить в новом отводке и быстро восстанавливала численность новой семьи. Однако, при этом способе размножения остается 50% вероятности оставления старой матки в старой семье и вывод матки в отводке с ограниченным количеством нелетной пчелы. В течении двух месяцев до выхода нового появления пчел от новой матки в отводке ощущается недостаток рабочих пчел. Кроме того, при естественном пчеловождении сильными пчелосемьями, готовыми к делению в середине мая, обычно бывают не более 20% от общего количества перезимовавших семей.
В настоящее время я окончательно распрощался с идеей ускоренного наращивания количества пчелосемей путем формирования из одной семьи несколько отводков в ущерб их качества и перешел к формированию сборных отводков из нескольких исходных семей. В середине мая в зависимости от силы перезимовавшей семьи я отбираю 1-3 рамки с открытым расплодом и объединяю их с расплодными рамками из других семей в новый отводок таким образом, чтобы в отводке стало не менее 6-7 рамок с расплодом + 2 кормовых рамки с медом. В этом случае повышается вероятность (не менее 75%) того, что в новом отводке окажется одна из старых маток и отводок будет развиваться без месячной задержки на вывод новой матки. Семьи-доноры не ослабляются и с учетом возвратившейся летной пчелы успешно выводят новую матку, если при отборе рамок с расплодом старая матка перенесена в новую семью. Не пугает вариант, когда в новом отводке окажется перенесенными несколько старых маток. Пчелы умеют выбирать сильнейшую матку, а если в результате сражения маток погибнут все, то сборный отводок по своей силе, даже после возвращения летной пчелы в старые семьи, мало отличается от родительских семей и в состоянии вывести сильную новую матку. Для меня- идеальный вариант, когда в результате формирования сборного отводка погибнут все старые матки и произойдет обновление маток во всех материнских семьях и в новом отводке. Как этого гарантировано достичь без поиска старых маток еще предстоит придумать. А пока, в ожидании отбора меда 2020 во второй половине октября курю на завалинке и наслаждаюсь августовским среднерусским теплом.