"Летний лагерь" эксперимент Музафера Шерифа по изучению межгрупповых конфликтов.
М. Шериф предположил, что конфликты между группами людей возникают не из-за самого наличия групп, а из-за ограниченного доступа к общим ресурсам. Для эксперимента были отобраны мальчики 11—12 лет, психологически устойчивые, с высоким интеллектом из однородной социальной среды. Исследование проводилось в летнем лагере, до приезда туда мальчики не были знакомы друг с другом, и в течение эксперимента не догадывались, что являются испытуемыми.
1 фаза. Длилась неделю и была посвящена формированию групповой сплочённости. Две группы не знали о существовании друг друга. Мальчики играли, проходили испытания, в группах распределились роли, появились прозвища, жаргон, выявился лидер. Фаза закончилась появлением самоназвания, что означало формирование групповой сплочённости и идентичности.
2 фаза. На этом этапе группы впервые встретились. Они участвовали в различных соревнованиях с призами. И если, поначалу они нормально взаимодействовали, то к концу этапа сформировалась внегрупповая враждебность. Своих одногруппников мальчики называли смелыми и ловкими, а участников другого отряда "трусами" и "вонючками". Они стали совершать набеги на жилища друг друга, искали поводы для столкновений.
3 фаза. Заключительная. Во время этой фазы, исследователи попытались снизить напряжённость, возникшую в результате группового противостояния. Они отвели мальчиков в кино, но вражда продолжала расти. Они отвели их в кафе и посадили так, что бы соседом оказался мальчик из другой группы, что привело к драке.
Тогда экспериментаторы решили, что если соревнование и конкуренция привели к вражде и отчуждению, сплотить две группы поможет общая большая задача, с которой один отряд справиться не сможет. Так и произошло: сначала мальчиками пришлось сообща чинить "прорвавшийся" водопровод, а затем заводить "поломавшийся" грузовик с продуктами для лагеря. Это привело к снижению разногласий и даже к дружбе некоторых членов противоположных групп.
Эксперимент стал классикой межгрупповых исследований. И хоть его результаты не были ошеломительно новыми, это дало большее понимание того, что в психологии групп индивидуальные мотивации не так важны, как особенности межгруппового взаимодействия (соперничество или общее дело). И к группе нужно относиться именно как к отдельному организму.
Про другие психологические эксперименты:
Эксперимент: Волна
Эксперимент: Повиновение ч.1
Эксперимент: Повиновение ч. 2
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)