Александр Лукашенко все сильнее закручивает гайки перед запланированной на сегодня большой акцией оппозиции.
- "С понедельника власть должна стать властью",
- заявил Александр Лукашенко, появившись на многотысячном митинге своих сторонников, которых на автобусах увозили в Гродно.
Он дал своим оппонентам два дня на то, чтобы «подумать», тем самым предположив, что в воскресенье не будет ожесточенной конфронтации. Между тем на воскресенье в Минске запланирована грандиозная акция оппозиции: она хочет повторить успех недельной давности, когда на улицах столицы вышло более 200 тыс. человек.
Сегодня кажется, что 16 августа стало кульминацией протестов, их апогеем. С тех пор они слабеют. Почему? Что ж, после 16 августа популярный в Белоруссии миф рухнул. На протяжении многих лет утверждалось, что достаточно вывести на улицу 100000 человек и полиция перейдёт на сторону митингующих, а Лукашенко сбежит из страны. Это было чрезвычайно распространенное мнение.
Когда на улицах Минска появилось вдвое больше людей, а на улицах своих городов к ним присоединились десятки тысяч, казалось, что власть сломается, что им придется пойти на уступки в той или иной форме. Однако этого не произошло.
Госаппарат выдержал давление, спецслужбы остались лояльными, МВД готово действовать и ждет приказа. Вот почему динамика антиправительственных протестов угасает. Забастовки прекращаются, и все меньше людей принимают участие в уличных протестах.
Убеждение таково: мирный протест сегодня не может свергнуть Лукашенко. Тогда есть два варианта: либо путь украинского Майдана, что означает кровопролитие, либо капитуляция и отставка. Белорусы не хотят кровопролития. Поэтому протесты прекращаются.
Чем меньше активности на улице, тем больше уверенности в своих силах у спецслужб. Пока это аресты отдельных активистов, членов забастовочных комитетов или организаторов митингов. Службы, вызвавшие взрыв недовольства своей жестокостью, теперь действуют осторожно и избирательно. Однако эти действия дают эффект, усиливая разочарование и смирение людей.
Завтра взоры всей Белоруссии будут на улицах Минска. Если эта акция окажется бледной, если не соберется количество людей, сопоставимое с тем, что было 16 августа, это будет означать, что белорусский август подходит к концу.
И теперь только от решимости протестующих зависит, оставят ли они какую-то организационную структуру, способную руководить сопротивлением, или растворятся в воздухе, оставив лишь прекрасные воспоминания о временном единстве и солидарности сотен тысяч белорусов в борьбе против лжи и убийств.
А каково ваше мнение?