Александр Блок родился 16 ноября 1880 года. В какое время он появился на свет?
Всего через три месяца будет убит Александр II. На месте будет убийства будет заложен Спас на Крови, Храм Воскресения Господня.
Александр III был напуган. Он так боялся революционеров, что даже несколько лет откладывал коронацию.
Из библиотек будут изъяты десятки книг. Журналы и газеты начнут закрывать. Так редактора журнала "Отечественные записки", М.Е. Салтыкова-Щедрина выставят опасным дураком, и ликвидируют его детище.
Фёдор Михайлович Достоевский назвал это время "эпохой всеобщего обособления." Также ему принадлежат слова:
Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и собираются вон из России".
Кто-то ударился в пьянство. Кто-то ушёл в религию. А кто-то искал свой путь для своей души. Приобрели известность спиритические сеансы. В эти годы активно издавался журнал "Ребус", специализирующийся на таинственных явлениях психики.
Конец века стал эпохой тайн. В обществе стало модным выражение: "конец века". Оно как бы объясняет признаки пессимизма, безыдейности, инфантилизма и неврастении, проявлявшиеся по разному. Из Франции в Россию проникло слово - декадент.
Мы устали преследовать цели,
На работу затрачивать силы, -
Мы созрели
Для могилы
Произведения первых русских декадентов - это исповеди людей, уставших от жизни. В этом стихотворении Ф. Сологуба мы видим типичную тенденцию - смерть и мрак как выход из положения. Из русла декадентства выросла поэзия символистов, хоть она и не сводилась к нему полностью.
До первых курсов университета Александр Блок не был знаком ни с одной страницей зарождающейся, новой поэзии. Но это будет потом. А сейчас он маленький мальчик, родившийся в семье ректора петербургского университета, Андрея Николаевича Бекетова.
Тяжёлые отношения отца и матери
"Он - Байрон, значит - демон..." - Что ж?
Он впрямь был с гордым лордом схож
Лица надменным выраженьем
И чем-то, что хочу назвать
Тяжелым пламенем печали.
(Вообще, в нем странность замечали -
И всем хотелось замечать).
Так писал Александр о своём отце в поэме Возмездие. Он, кстати, и про Достоевского писал:
На вечерах у Анны Вревской
Был общества отборный цвет.
Больной и грустный Достоевский
Ходил сюда на склоне лет
Вернёмся к отцу. Похожий на Байрона, Александр Львович Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, и так блестяще учился, что был оставлен при университете для подготовки к профессуре по кафедре государственного права. Вот, что пишет о нем Александр Александрович:
Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, — отец мой считал себя учеником Флобера. Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и не завершил главного труда жизни: свои непрестанно развивавшиеся идеи он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его».
Вхожий в ректорский дом, Александр Львович был не просто увлечён дочерью Бекетова, Асей. Его чувство отличалось и "страстностью, и проникновением в её сущность". Ей было всего 16 лет, а Александру Львовичу - 24 года, когда он в первый раз сделал ей предложение. Не задумываясь, она отказалась. Но её мать была совершенно очарована "оригинальным обликом и необычайной музыкальностью", а потому стала внушать дочери, что та не права.
Тётя поэта, сестра Аси, Мария Андреевна Бекетова вспоминает:
Она (мать) не могла утешиться после отказа и стала говорить Асе, что она оттолкнула необыкновенного человека, с которым могла бы быть счастлива, как ни с кем. Ася начала задумываться и подпала под влияние матери.
Александр Львович очень удачно прислал Асе тетрадь с 17-ю романсами Глинки и Даргомыжского в голубом переплёте ко дню рождения. Асе как раз исполнилось 17, и подарок её очень впечатлил. И на второе предложение девушка ответила согласием.
Вот что Мария Андреевна пишет про Асю дальше:
Жизнь сестры была тяжела. Любя её страстно, муж в то же время жестоко её мучил, но она никому не жаловалась. Кое-где по городу ходили слухи о странном поведении профессора Блока, но в нашей семье ничего не знали, так как по письмам сестры можно было думать, что она счастлива.
Первый ребёнок родился мёртвым. Ася горевала, но мечтала о втором. Блоки жили в Варшаве, где А.Л. писал магистерскую диссертацию. Осенью 1880 года Александр Львович привёз молодую жену в Петербург, она была на восьмом месяце.
Сестра поразила нас с первого взгляда: из беззаботной хохотушки она превратилась в тихую робкую женщину болезненного жалкого вида.
Одним из признаков противоречивой натуры А.Л, о которой писал Блок, было его отношение к жене. С одной стороны была его искренняя и горячая любовь к жене. Они могли проводить множество хороших минут за чтением и разговорами. Но, вместе с тем, он был очень скуп и бил Асю. Бил, словно пытаясь перевоспитать. За всякое несогласие во мнениях, недостаточное понимание музыки Шумана или плохо переписанную страницу его диссертации.
От него убежали две жены. Он их бил, а одной даже нож приставлял к горлу. Пробовал будто бы истязать и детей. И детей у него увезли.
Напишет однажды Александр Блок об отце, и продолжит делиться своим удивлением:
Когда он - впервые на моей памяти - появился у нас, то оказалось,что наружность у него совсем не такая величаво-инфернальная, как я себе представлял. Он был не очень высок, узок в плечах, сгорблен, с жидкими волосами и жидкой бородкой, заикался, а главное — чего я никак не ожидал — он был робок, совсем как бабушка.
Но это будет потом, а сейчас истощенная беременная женщина оказалась в родительской семье, и Бекетовы отказываются её отпускать обратно в Варшаву.
Александр Львович планировал везти глубоко беременную (уже на последнем месяце) жену, назад без удобств, в вагоне третьего класса. Дедушка Саши, Андрей Николаевич Бекетов смог убедить зятя, что Асю лучше оставить дома. А.Л. уехал в Варшаву один.
Какого цвета глаза?
16 ноября в "ректорском домике" появился на свет маленький Саша. А в канун рождественских праздников приехал его отец. Ребёнок только уснул после долгих укачиваний.
-Какого цвета глаза? - поинтересовался Александр Львович. Не получив внятного ответа на свой вопрос, он встал над кроваткой и начал приподнимать ребёнку веки.
Возможно в это мгновение вспомнился Асе весь пережитый в Варшаве ужас. Поэтому она осталась воспитывать сына здесь, в "ректорском домике" своего деда. Мальчика здесь все любили и баловали. Долгое время на улицах его принимали за девочку, из за золотых кудрей и платьев с передниками, в которые его рядили до 4 лет.
В 1884 году должность ректора станет выборной, Андрей Николаевич покинет пост и Бекетовым придётся покинуть уютный домик.
Денег не хватает. Бабушка, мать и тётки поэта занимаются переводами, чтобы заработать хоть немного. Часто меняются квартиры и закладываются в ломбард вещи.
Вот, как опишет эту жизнь Блок, в 1921 году:
"Всю жизнь мы прождали счастия, как люди в сумерки долгие часы ждут поезда на открытой, занесённой снегом платформе. Ослепли от снега, а всё ждут, когда появится на повороте три огня. Вот наконец высокий, узкий паровоз; но уже не на радость: все так устали, так холодно, что нельзя согреться даже в тёплом вагоне".
Учёба, люди и рисунки
В 1889 году Александр начал обучение во Введенской гимназии на Большом проспекте.
"Мама привела меня в гимназию. В первый раз в жизни из уютной и тихой семьи я попал в толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков; мне было невыносимо страшно чего-то, я охотно убежал бы или спрятался куда-нибудь;
Главное же чувство заключалось в том, что я уже не принадлежу себе, что я кому-то и куда-то отдан и что так вперед и будет. Проявить свое отчаяние и свой ужас, выразить их в каких-нибудь словах или движениях или просто слезах – было немыслимо. Мешал ложный стыд".
Когда Саша пришёл домой, после первого дня, его спросили о том, что же было в гимназии. После долгого молчания он подавлено ответил:
Люди.
Больше всего Саша любил наблюдать из своего окна, как по Неве плывут корабли. Корабли были главным увлечением Саши.
Порою близок парус встречный,
И зажигается мечта;
И вот - над ширью бесконечной,
Душа чудесным занята.
Всё, что было важно для Саши, он зарисовывал. Так появлялись многочисленные рисунки кораблей и фрегатов.
Там же сохранились шуточные изображения его жены:
А вот моё любимое, не могу не поделиться:
В 13 лет Саша, начал издавать журнал "Вестник" - со своими иллюстрациями. В игре участвуют все родственники и знакомые. Мама и бабушка, неизменно поддерживающие его, выступили редакторами. К тому времени мама была замужем уже во второй раз, и жили они уже не с Бекетовыми.
Обстановка нового дома была чужда Саше. Отчим относился к нему равнодушно. Вчерашнему баловню дали понять, что он перестал быть центром семьи. Мальчика стали подолгу оставлять одного, когда мама и отчим ходили в гости или в театр. У Бекетовых тоже было неспокойно. Но мальчик в своих письмах родным, словно напоказ выставляет своё "счастье":
"Заметь бумагу, на которой написано это письмо, её подарил мне Францик! (отчим)"
Но в его стихах, звучат совсем другие слова, в них больше нет той радостной увлеченности домашними делами, он полон противоречивых чувств:
Боже, как жизнь молодая ужасна,
Как упоительно дышит она,
Сколько в ней счастья и горя напрасно
Борются в страшных конвульсиях сна!
Первая любовь
Когда Александр учился в седьмом классе (16 лет), в его жизни появилась взрослая женщина Ксения Садовская. Ей было 37 лет.
Мария Андреевна пишет:
Она первая заговорила со скромным мальчиком, который не смел поднять на неё глаз, но сразу был охвачен любовью. Её красота, щегольские туалеты и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение.
Александра Андреевна, мать поэта, писала домой:
«Сашура у нас тут ухаживал с великим успехом, пленил барыню, мать троих детей... Смешно смотреть на Сашуру в этой роли. Не знаю, будет ли толк из этого ухаживания для Сашуры в смысле его взрослости, и станет ли он после этого больше похож на молодого человека. Едва ли».
А сыну она ехидно намекнула:
«Куда деться, Сашурочка, возрастная физика, и, может, так оно и лучше, чем публичный дом, где безобразия и болезни?»
Александр же был очарован Ксенией:
…В такую ночь успел узнать я,
При звуках, ночи и Весны,
Прекрасной женщины объятья
В лучах безжизненной луны
Всё проходит и это прошло. Впереди его ждёт новая любовь к дочери Дмитрия Ивановича Менделеева. Об этом мы поговорим в следующей статье.
Подписывайтесь на канал, пишите в комментариях. Впереди нас ждёт много интересного.