Особую озабоченность вызывают дискусси, посвященные возможности создания Ираном ядерного оружия. Хотя в самом Тегеране регулярно заявляют, что такое оружие противоречит их религии. И на этот счет имеется особое религиозное предписание (фетва) аятоллы Али Хаменеи. Как известно, еще в начале 1980 года в администрации Картера пригрозили, что Соединенные Штаты готовы дать любой отпор (включая использование ядерного оружия) для защиты своих союзников в Персидском заливе (прежде всего КСА). Нынешнее руководство США настроено, как минимум, не менее радикально. А местами и вовсе превосходит своих предшественников по степени решительности и агрессии.
В целом, ядерное напряжение характерно для ближневосточного региона. В этом смысле, Иран беспокоит не только США, но и Европу. И даже Россию. Впрочем, Москва опасается не только ядерного оружия в руках аятолл, но и того, что это может спровоцировать усиление ядерного присутствия в регионе американцев.
В этом контексте СВПД рассматривается Россией, как необходимый шаг, саботируемый Соединенными Штатами. В этом смысле, Москва пытается сохранить сделку, выполняя свою роль, как одного из ее гарантов. Однако, у России нет возможности единолично гарантировать жизнеспособность СВПД. Также как и у России вместе с Китаем. Евротройка - необходимый элемент, выбывание которого будет означать крах договоренностей. Тут у России рычагов воздействия на ЕС фактически нет. Наступать ради СВПД на горло своим национальным интересам Россия вряд ли готова.
К позиции США в Москве относятся крайне скептически. Очевидно, что у Штатов был детальный план по уничтожению СВПД. В первую очередь, это антииранские санкции, введенные США в одностороннем порядке и в беспрецедентном масштабе. Кроме того, Штаты не ограничились одним лишь давлением на Тегеран, но также надавили на европейские страны, которые не желали и до сих пор не желают выходить из СВПД. Первыми дрогнул европейский бизнес. Таким образом, уже успевшие вложиться в Иран банки, ТНК и прочие структуры, отступили, боясь американских санкций.
Россия никогда не противостояла ядерному разоружению. В Москве говорят о том, что, например, Балтийский регион должен быть зоной, свободной от ядерного оружия. В России усиление ядерного потенциала в Европе (да и вообще), особенно на фоне возможного включения в состав НАТО Украины и Грузии, вызывает реальную тревогу. Это рассматривается российской властью, как покушение на паритет сил. А если паритет будет сломлен, то никто не может помешать НАТО ударить по России и ее союзникам.