Доброго дня!
Оказывается, у отечественных мотоциклистов мог быть свой двухколёсник с мотором V-twin. Сегодня узнаем историю первого тяжелого мотоцикла СССР.
Мотоцикл ПМЗ-А-750. Почему не состоялся российский "Харлей"?
История создания
Итак, осенью 31-го года прошлого века высший совет народного хозяйства СССР постановил начать производство мототехники на нужды Красной Армии.
Под конец года группа инженеров начала создавать тяжелый мотоцикл с V-образным мотором на 2 цилиндра. Объём двигателя составлял 746 "кубов".
Подольский механический завод впоследствии стал местом производства новинки, отсюда и имя: ПМЗ-А-750. Другие части названия также имели своё значение.
Буква "А" указывала на то, что мотоцикл может иметь как версию с коляской, так и выпускаться в одиночном варианте.
С цифрами, наверное, всё понятно и так - это объём двигателя, который округлили чуть в большую сторону.
К слову сказать, пробная партия была выпущены на другом заводе - ижевском. Это был "Опытный Мотоциклетный Завод", всего создали 4 мотоцикла в 33-м году. После успешных испытаний дорожным пробегом и полигоном армии, мотоцикл решили пустить в серию.
Как раз серийный выпуск стартовал на заводе ПМЗ. Там весной 34-го года вышло ещё 10 штук ПМЗ-А-750, после чего счёт пошёл уже на сотни штук. Общее число созданных аппаратов - около 4630.
Выпуск продолжался несколько лет: мотоцикл производили с 34-го по 39-ый года.
Конструктив
Ходовая часть в качестве образца задействовалась от немецкого мотоцикла BMW, а прототипом силового агрегата стал мотор от американца Harley-Davidson.
Мощность V-образного движка с воздушным охлаждением составляла 14 "лошадей", а максимальная скорость аппарата была 90 км/ч. КПП имела 3 ступени. Расход топлива был около 6-7 литров. Привод - цепью.
В дуплексную профильную раму вложили бак для топлива объёмом 21 литр. Передняя подвеска была исполнена в виде вилки на рессорах.
ПМЗ был единственным мотоциклом довоенного периода, у которого был замок зажигания с щитком приборов. Кроме этого, в системе зажигания применялись АКБ с генератором (постоянный ток).
Интересный факт: на этом двухколёсном агрегате даже выступали в спорте. Путём некоторых доработок мощность двигателя повышалась до 25 "сил", при этом максимальная скорость возрастала аж до 145 км в час.
Так где же всё-таки отечественный "Харлей"?
В 1939 году производство ПЗМ-А-750 прекратили. Причин было несколько, почти все они относятся к низкой надёжности продукта.
Регулятор зажигания часто неправильно работал, из-за этого запустить двигатель становилось непросто.
Кроме этого, на скорости около 50 км/ч могло появляться очень сильное вибрирование в переднем колесе. Оно было настолько серьёзное, что мотоцикл мог перевернуться на ходу, потому что руль просто вырывался из рук водителя.
Добавим сюда ощутимые вибрации самого мотора, а ещё сложности в переключении передач (тугой ход).
Мотоцикл можно было купить и гражданским людям, только вот ценник у него был совсем не лояльный. В 38-ом году он продавался по цене около 7750 рублей. Например, тогдашний ИЖ-7 имел стоимость порядка 3300 руб.
В то время заводы СССР переориентировали свои мощности на создание оппозитного М-72, который стал полной копией немецкого BMW R71.
После 39-го года выпуск ПМЗ-А-750 не повторяли, а сам мотоцикл окончательно стал историей.
Если для вас это было интересно, ставьте большие пальцы вверх и подписывайтесь на наш занимательный канал!
На этом всё, друзья! Спасибо за просмотр! Удачи на дорогах!
Ещё почитать:
Мотоцикл с двигателем от танка!
Как получить водительские права на квадроцикл без экзаменов
Мотоциклы какой марки лучше всего продаются в России
Что означают новые дорожные знаки с цифрами